Победить в СВО

учеба в эпоху цифровой реальности

Цифровые технологии не просто «добавляют картинки» к старому учебнику. Они меняют саму ткань обучения, создавая новую среду для ума. Это не механический перенос знаний, а рождение цифровой дидактики – искусства учить и учиться в мире, где информация живая, интерактивная и безграничная.

В её основе – пять ключевых принципов, которые превращают пассивного слушателя в исследователя и соавтора своего знания. Сразу надо оговориться, что это не единственно возможный набор принципов, разные авторы предлагают разные концепции, и количество описанных закономерностей цифровой дидактики может отличаться. Мы воспользовались классификацией профессора И.В. Роберт с небольшой «вольной» интерпретацией.   

Пять принципов цифровой дидактики

Раскроем содержание пяти принципов цифровой дидактики.

Принцип «Живого контента»

1. Принцип «Живого контента»: знание как гиперпространство.
Учебник перестает быть линейной дорогой. Он становится лабиринтом смыслов (гипертекст), где каждый термин – портал, а любая тема раскрывается в звуке, видео и 3D-моделях (мультимедиа). Объем знания перестает быть проблемой: задача теперь – не запомнить всё, а научиться прокладывать свои маршруты в этом океане информации, фильтруя и собирая персональную картину мира.

Принцип диалога с ИИ-наставником

Расширенное взаимодействие.
Классический диалог «учитель – ученик» теперь включает третьего субъекта – интерактивную интеллектуальную среду. Это как иметь под рукой бесконечно терпеливого симулятора реальности: можно виртуально провести опасный химический опыт, управлять моделью экономики государства или получить мгновенный анализ ошибки. Обратная связь перестает быть редкой оценкой, становясь постоянным диалогом с цифровым отражением собственных действий.

Принцип деятельностного погружения

Обучение как создание.
Цифра стирает грань между изучением и исследованием. Ученик не потребляет готовые истины, а автоматизирует поиск, обрабатывает данные, строит гипотезы и создает цифровые артефакты – от презентаций до работающих моделей. Новые организационные формы (челленджи, проектные коллабы в сети) – это не прихоть, а адекватный ответ на то, как сегодня совершаются научные открытия.

Принцип мотивирующей среды

Экосистема вместо инструмента. 
Учебные средства превращаются в целую экосистему возможностей: от умных учебников, подстраивающихся под темп ученика, до массовых открытых курсов (МООС) и профессиональных сетей, где обучение сливается с жизнью. Мотивация рождается не из долга, а из чувства компетентности и самостоятельности, которые дают эти инструменты, открывая доступ к реальным лабораториям и сообществам.

Принцип интеллектуального отражения или визуализация мысли.

Самый глубокий сдвиг. 

Технологии делают процессы более интеллектуальными, позволяя визуализировать само мышление. Абстрактные причинно-следственные связи можно смоделировать и увидеть в динамике. Мысленный эксперимент обретает плоть на экране. Это создает пространство для свободы: не просто найти ответ, а смоделировать альтернативные реальности, проверить «а что, если...» и сохранить траекторию своего интеллектуального путешествия для других.

По сути, цифровая дидактика отвечает на главный вызов эпохи: как не утонуть в информационном потоке, а научиться строить из него свой корабль и прокладывать курс. 

Она меняет цель образования: с передачи суммы фактов на выращивание цифрового мышления, способного к навигации, диалогу с искусственным интеллектом, созиданию в гибридной реальности и рефлексии собственного познания. 

Это уже не просто «обучение с гаджетами». Это воспитание новой грамотности для жизни в симбиозе с технологиями.

Шелепаева Альбина Хатмулловна
Автор: Шелепаева Альбина Хатмулловна; Финансовый университет
Последние публикации автора


Представлена программа X форума «Время инноваций»: фокус — на технологиях будущего

11–12 декабря в Ташкенте эксперты, технологические директора и инвесторы обсудят, как инновации перестраивают отрасли и создают новые рынки.

Акцент на трансформацию . Инновации вышли за рамки локальных проектов и стали ключевым фактором глобальной конкурентоспособности. Если прежде фокус был направлен на внедрение отдельных технологических решений, то сейчас основной акцент смещается на создание целостных экосистем и трансформацию целых отраслей экономики. Практический опыт ведущих комп... Читать 3 мин.

Представлена программа X форума «Время инноваций»: фокус — на технологиях будущего

Почему Европа заявляет, что Россия нападет на неё

Президент России назвал заявления о якобы готовящемся нападении России на Европу «полной чушью и прямой ложью» и «смешными» для Москвы.

По мнению Владимира Путина, политики, которые распространяют эту «страшилку», либо «не в себе», либо «жулики».Запугивание собственного населения используется для нескольких целей:. Искусственно созданная угроза нападения России заставляет страны Европы «укреплять свой оборонный потенциал» и выделять огромные средства оборонной промышленности.2. Политики... Читать 2 мин.

Почему Европа заявляет, что Россия нападет на неё

Визит Владимира Путина в Индию, мировая реакция на встречу двух лидеров

По приглашению Премьер-министра Индии Нарендры Моди 4–5 декабря Владимир Путин посетил с государственным визитом Республику Индию и ответил на вопросы журналистов India Today.

Этот, 10-ый визит Путина в Индию имеет важное значение, даёт возможность всесторонне обсудить всю обширную повестку дня российско-индийских отношений особо привилегированного стратегического партнёрства в политической, торгово-экономической, научно-технологической и культурно-гуманитарной области, а также рассмотреть актуальные международ... Читать 12 мин.

Визит Владимира Путина в Индию, мировая реакция на встречу двух лидеров

Путин договаривается с Индией о мировом устройстве после Победы России

Об этом заявил депутат Госдумы, координатор НОД Евгений Фёдоров.

После победы России будет многополярный экономический мир. Не военный — военный будет двухполярный: США и Россия. Индия наш союзник, потому что это страна, которая знает, что такое оккупация, дань и подчинение, и которая заплатила миллионами жизней за свою свободу и независимость, пояснил Фёдоров.Стратегия Путина: внешнее управление Киевом по линии Совб... Читать 1 мин.

Путин договаривается с Индией о мировом устройстве после Победы России

Границы 1991 года и строительство «Анти-России»

В 1991 году условные границы СССР в одночасье стали государственными. Украинские элиты, вместо сохранения партнерских связей, начали строить проект «Анти-Россия».

С чего началась украинская самостийность. Историю мифологизировали, всё, что нас объединяет, вымарали, а период в составе России назвали «оккупацией». Общую трагедию голода 30-х годов начали выдавать за геноцид украинского народа.Русских на Украине заставляют не просто отречься от корней, но и поверить в то, что Россия — их враг. Курс на ... Читать 1 мин.

Границы 1991 года и строительство «Анти-России»
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Редакция «Всем!ру»
Михаил Советский, Редакция Всем!ру
9:55
Что не так в мирном плане Трампа
21 ноября американские СМИ опубликовали «план Трампа по урегулированию украинско-российско...
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
28.11.2025
Визит Путина в Киргизию: итоги, заявления, подписанные соглашения, ответ на «мирный план Трампа»
26 ноября состоялся государственный визит Владимира Путина в Киргизию.
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
25.11.2025
Саммит G20: о чём договорились, итоги для России, бойкот США
Саммит G20 в этом году запомнится сразу несколькими «рекордами». Это первый съезд G20 в Аф...
Евгений Федоров
Евгений Федоров
05.12.2025
Путин договаривается с Индией о мировом устройстве после Победы России
Об этом заявил депутат Госдумы, координатор НОД Евгений Фёдоров.
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
04.12.2025
Итоги года с Владимиром Путиным пройдут 19 декабря
"Итоги года с Владимиром Путиным" пройдут 19 декабря в 12.00, сообщили в Кремле.
Национальный Курс
Национальный Курс
26.11.2025
Что такое чрезвычайные полномочия президента и почему ему требуется поддержка народа
Мы перешагнули за 100 000 рубеж по сбору подприсей для предоставления Президенту РФ Чрезвы...