Давайте поговорим о современных возможностях сервисов сети Интернет в учебной деятельности, но пока забудем про модный искусственный интеллект.
Интернет сильно изменил обучение. Сначала он просто помогал нам общаться, а потом превратился в огромную учебную среду. Но главный вопрос сегодня не в том, какую программу или сайт выбрать, а в том, какую учебную задачу с их помощью решить.
Показательно одно большое международное исследование 2015 года. Его авторов не интересовало, насколько крутые у школьников планшеты или быстрый ли у них Интернет. Они хотели понять, как именно использование интернета влияет на оценки и знания.
И выводы были очень важными:
- Если позволить детям бесконтрольно сидеть в интернете – это так же плохо, как и полностью запретить его.
- Важно не просто "использовать компьютер", а то, КАК именно его используют.
Результаты исследования касаются не технологий, а описывают подход к обучению. Эти правила работают всегда, как закон тяготения: он действует и на упавшее яблоко, и на самый современный самолет.
Фактически описанное исследование, проведенное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) можно рассматривать как систему раннего предупреждения, которое выявило несколько проблем, которые никуда не исчезли, а стали только острее:
- Красивые гаджеты и программы могут создавать у ученика иллюзию, что он всё понял, хотя на самом деле это не так, возникает ощущение "ложного понимания".
- Часто компьютеры на уроках используют для того же, что и бумагу, предлагают простые упражнений, вместо того чтобы развивать мышление и умение искать решения.
- Российские школьники и раньше плохо умели искать информацию в интернете, а сейчас с появлением коротких видео вроде TikTok стало еще сложнее сосредоточиться на чем-то серьезном, т.е. усугубляются проблемы с концентрацией.
Получается, что старые риски не устарели, а наоборот – стали еще актуальнее. То исследование было для нас первым звонком, который мы, кажется, не до конца расслышали.
Есть миф, что современные дети, растущие с гаджетами, автоматически становятся техническими гениями. Но это не так. Просто жить в цифровом мире – не значит уметь ими грамотно пользоваться для учебы.
Возьмем, к примеру, обучающее видео. Его ценность – не в самом просмотре, а в той умственной работе, которую оно запускает. Чтобы чему-то научиться, нужно не просто смотреть, нужно:
- Анализировать содержание.
- Отделять главные мысли от второстепенных.
- Перерабатывать информацию, а не просто потреблять её.
То же самое и с любыми сайтами и приложениями. Их использование не должно быть самоцелью. Технологии работают только тогда, когда они – часть хорошо продуманного учебного процесса.
Вот отличный пример – «перевернутый класс».
Представим: студенты смотрят видео-лекции дома в своем темпе, а занятие полностью посвящается обсуждениям, спорам и решению задач вместе с преподавателем. Это гораздо эффективнее, чем пассивно слушать лекцию.
Но современные цифровые решения идут еще дальше. Например, платформы вроде Joyteka превращают видео в диалог. В ролик можно встроить вопросы или тесты, и студент должен на них ответить, чтобы продолжить просмотр. Он становится активным участником, а не просто зрителем.
А такие сервисы, как Stepik.org или iSpring Suite, позволяют преподавателям создавать целые мини-курсы. Это уже не просто «выложить материал», а полноценная система, где виден прогресс каждого студента и его реальный уровень понимания.
Таким образом, главный вопрос для преподавателя сегодня – не «Какую крутую технологию использовать?», а «Какую осмысленную учебную деятельность с её помощью организовать?».
Материал подготовлен доцентом кафедры «Бизнес-информатика» Факультета «Информационные технологии и анализа больших данных» Финансового университета при Правительстве РФ, к.п.н. Шелепаевой Альбиной Хатмулловной







