Технологии и цифровые инструменты сильно меняют современное образование. По мере того как IT проникают во все сферы нашей жизни, меняется и наш взгляд на то, как нужно учиться и каким должен быть результат этого процесса.
Но чтобы перемены были по-настоящему полезными, важно отталкиваться не от модных трендов, а от реальных проблем. Например, существует такая серьёзная проблема, как клиповое мышление у молодого поколения. О ней, в частности, говорится в одной из государственных стратегий. Что это такое?
Клиповое мышление — это поверхностное восприятие информации, будто короткими вспышками. Подрастающему поколению становится сложно концентрироваться на чем‑то долго, глубоко анализировать и критически оценивать прочитанное. Этому способствовало не только постоянное использование гаджетов, но и смена образовательного контента: вместо глубокого и научного текста, нам часто предлагают формат развлекательной справки.
При этом главная цель – противоположная: построить в России так называемое «общество знаний». Чем оно отличается от обычного информационного общества?
В информационном обществе главная ценность — это доступ к огромным массивам данных. В обществе знаний ценностью становятся не просто данные, а именно глубокое понимание (осмысление), умение анализировать и применять информацию на практике.
Поэтому системе образования нужны не просто технологические новинки, а продуманные инновации, которые решают конкретные проблемы. Нужно искать такие методы обучения, которые помогут справиться с вызовами нового времени.
Известный социолог Теодор Шанин выделял два основных подхода к обучению:
- Обучение как заучивание (запоминание фактов).
- Обучение как развитие самостоятельного и аналитического мышления.
Так вот, именно второй подход сегодня считается по-настоящему инновационным. Суть не в том, чтобы полностью отказаться от запоминания, а в том, чтобы сместить акцент. Приоритетом должно стать развитие гибкого ума, способности думать, а не просто хранить в памяти информацию.
Для того чтобы по-настоящему развивать мышление, важно сфокусироваться на трех ключевых вещах. Во-первых, это регулярное выполнение письменных работ, ведь именно в процессе изложения мыслей на бумаге или экране активно тренируются аналитические способности и логика. Во-вторых, чем больше у студента возможностей для самостоятельной работы, тем лучше. И в-третьих, крайне важен постоянный диалог с преподавателем — как в аудитории, так и за её пределами, что делает обучение живым и интерактивным. Эти выводы находят подтверждение в глобальных исследованиях, например, в мониторингах, проводимых Организацией экономического сотрудничества и развития. Эксперты сходятся во мнении, что в современной цифровой экономике главное преимущество будут иметь те люди, которые смогут успешно адаптироваться к стремительным и масштабным изменениям. Такой шанс есть только у тех, кто умеет не просто находить информацию, но и критически осмысливать данные из множества разных, порой косвенных источников, а также комбинировать знания из совершенно различных областей науки и практики.
Однако применение любых педагогических методик в высшем образовании сталкивается с объективными ограничениями. Дело в том, что большинство этих технологий создавались и оттачивались в школах, где у учителя был ключевой ресурс – время. Он мог годами использовать и совершенствовать один и тот же подход в работе с классом. Вузы работают в совершенно ином ритме: курсы длятся всего семестр, и за этот короткий срок просто невозможно полноценно внедрить и оценить какую-либо сложную образовательную технологию для решения конкретных учебных проблем. Поэтому на первый план выходят не долгосрочные методики, а гибкие педагогические приёмы – инструменты, которые работают здесь и сейчас. Главное для преподавателя чётко осознавать, какой прием он использует, какую задачу этим решает и какой образовательный результат планирует получить.
В последующих статьях будут рассмотрены различные приёмы, отработанные автором, с оценкой их результативности.
Материал подготовлен доцентом кафедры «Бизнес-информатика» Факультета «Информационные технологии и анализа больших данных» Финансового университета при Правительстве РФ, к.п.н. Шелепаевой Альбиной Хатмулловной







