Победить в СВО

студенты XIX века

Студенты 19 века: царская Россия

В течение XIX века наблюдался постоянный рост числа студентов в России. Если в начале века, в 1808 году, их численность составляла всего 150 человек, то к его завершению достигла отметки свыше 8000 тысяч. 

Студенчество того времени представляло собой сложное и многогранное сообщество: в него входили дети из аристократических семей, представители разночинцев, а также бывшие крепостные. Несмотря на значительные различия в жизненных условиях, большая часть студентов была объединена схожими бытовыми условиями, включая питание, одежду и проживание.
С первых дней правления Александра I  российские университеты, как существующие, так и вновь открытые, подчинялись университетскому уставу, обеспечивавшему им значительную автономию. 

Однако под властью Николая I в 1835 г. был принят новый устав, существенно сокращавший свободу университетов и студентов. На протяжении XIX века были утверждены еще два нормативных акта, регулирующие жизнь высших учебных заведений: в 1863 и 1884 годах, что отражало динамику ограничения и пересмотра университетской политики в России.
В первой половине XIX века основную массу студентов в России составляли казённокоштные учащиеся, полностью содержавшиеся государством. 

Жизнь этих студентов была жестко регламентирована: они подчинялись строгой системе правил и запретов, разработанных министерскими и университетскими властями. Студенты рассматривались как особая категория, где «в силу их возраста, когда достигает пика развития воображение, страсти и физические силы», требовался особый контроль со стороны инспекторов. 

Инструкция для инспектора Московского университета акцентировала необходимость тщательного надзора за студентами, учитывая их возрастные особенности. Отчислиться из университета самостоятельно было практически невозможно: студент обязан был вернуть все затраты на своё обучение, что для большинства являлось неподъёмной задачей. Выход из учебного заведения допускался лишь в двух случаях: при наличии серьезной болезни или в случае официального признания полной неспособности к учёбе, что подтверждали профессора.

Студенты середины XIX века

Кто такие университетские инспекторы и почему их ненавидели студенты?

В период первой половины XIX века в российских университетах студенты подвергались строжайшему надзору не только внутри учебных стен, но и за их пределами. Для контроля назначались инспекторы из числа профессоров, которым помогали субинспекторы — студенты, получившие неформальное прозвище «субы». Эти контролёры следили за личной жизнью студентов, фиксируя «дерзости и соблазны», которые затем докладывались инспектору. 

К тому же, студенты, проживающие в университетских помещениях (подобных современным общежитиям), находились под наблюдением «камерных студентов» — однокурсников, выполнявших роль контролёров. 

Однако из-за нежелания студентов доносить друг на друга, должность «камерного студента» быстро упразднили. Даже студенты, живущие вне университетской территории (называемые «городскими»), не избегали строгого контроля. Инспекторы требовали отчётности о месте проживания, источниках дохода и распорядке дня вне учебного процесса. 

Посещение жилья студентов инспекторами и субинспекторами могли происходить в любое время без предупреждения. Ежемесячно инспекторы представляли отчёты с подробным описанием, чем занимались студенты в свободное время. Также студентам запрещалось  проживать вблизи  «злачных мест», таких как рестораны, трактиры, бильярдные и постоялые дворы. 

Мемуары выпускника Московского университета Н.А. Белоголового рисуют картину строгого надзора: «Со студентами, достигшими возраста гражданской правоспособности, обращались как с малолетними. Инспектор мог в любой момент, даже за незначительные проступки, устроить публичный разнос, крича и ругаясь, что было унизительно и для студента, и для его товарищей». 

Власть инспектора была безграничной — он мог, например, за «нестандартную походку или движения» отправить студента на занятия в танцевальный класс. 

Форма студентов 19 века

Введение единой формы для студентов в России стало ключевым аспектом дисциплинарной политики, особый акцент на которой был сделан после 1834 года. Ранее ношение формы не являлось обязательным, однако с этого момента студенты всех учебных заведений обязаны были щеголять в тёмно-зелёных мундирах, украшенных синими суконными воротниками.

«Правила для студентов Санкт-Петербургского университета» строго регламентировали внешний вид: запрещались усы и длинные волосы. Выходя на улицу, посещая общественные мероприятия или прогулки, студент должен был появляться в полной парадной форме: с застегнутым воротником, всеми пуговицами, при шпаге и в треугольной шляпе (в городе) или форменной фуражке (за городом). Особо подчёркивалось, что ношение пёстрых брюк и галстуков в сочетании с формой было категорически запрещено.

После смерти Николая I и прихода к власти Александра II произошли значительные изменения в сфере высшего образования.

Период либерализации характеризовался: резким увеличением числа студентов благодаря отмене ограничений «мрачного семилетия», свободой самовыражения: студенты приходили на лекции в национальных костюмах, отращивали бороды и усы, носили солнцезащитные очки. Однако эта относительная свобода оказалась недолговечной. Введение нового университетского устава в 1884 году вновь вернуло строгие требования к внешнему виду студентов, включая обязательное ношение мундира. 

Форма студентов XIX века

Дисциплина и наказания у студентов царской России

В период XIX века наказания для студентов российских университетов порой носили строгий характер, иллюстрируемый следующими примерами из Харьковского университета: Петр Годзянский был приговорен к неделе карцера за дерзость перед университетскими властями; Иван Марков получил наказание в девять дней за непокорный ответ помощнику инспектора, тогда как его однокурсник Леонид Лебедев лишился свободы на несколько суток из-за курения папирос во время занятий. Николай Осипов же отправился в карцер на два дня за участие в азартной игре. Нестандартным образом студенты воспринимали даже такие строгие наказания: А.И. Герцен, описывая своё пребывание в карцере, рассказывает, что вместо голодания и одиночества, студенты устраивали ночные пирушки с вином, сигарами и гостями, нарушая все предписанные правила.

Материальные трудности студентов царской России, появление «вечных студентов»

Во второй половине XIX века большинство студентов российских университетов сталкивались с серьезными материальными проблемами. 

Стоимость обучения достигала значительной суммы — около 50 рублей за семестр при средней месячной зарплате высокооплачиваемого рабочего в 30–40 рублей, а стипендия от 20 до 25 рублей получали далеко не все. 

Так что же могли позволить себе студенты на эти средства? Аренда комнаты площадью всего десять квадратных метров в Санкт-Петербурге и Москве обходилась примерно 22 рубля в месяц, что вынуждало студентов снимать жильё на двоих. Стипендия в размере 25 рублей вынуждала студентов скромно питаться: горячий обед раз в день и чай с хлебом — остальные приемы пищи.

Посещали баню не более одного раза каждые две недели. Вспоминая свою студенческую жизнь 1880-х годов, будущий писатель В.В. Вересаев рассказывал: «Жить было трудно и грустно... Получали мы с братом Мишей по двадцать семь рублей в месяц. Приходилось во всем себя обрезать: горячую пищу ели раз в день, обедали в кухмистерской на 75 копеек, утром и вечером — чай с черным хлебом да сыром за десять копеек... После домашнего стола голод был невыносим. От плохой пищи развился желудочно-кишечный катар: проблемы со стулом, боли в животе, мрачное настроение».

Не все учащиеся могли похвастаться богатым материальным положением; большинство студентов сталкивались с финансовыми трудностями, что привело к появлению так называемых «вечных студентов» — молодых людей, которые после одного года обучения в университете вынуждены были прервать учёбу на несколько лет для заработка средств и последующего продолжения образования. В результате многие из таких «вечных» студентов завершали своё образование лишь к 35-летнему возрасту. 

Тем не менее, несмотря на все препятствия, российские университеты XIX века воспитали немало выдающихся личностей: учёных, культурных деятелей, предпринимателей и государственных служащих, которые внесли значительный вклад в развитие страны своим трудом.

Где можно было заработать студенту в царской России

Для студентов жилищный вопрос и обустройство быта, безусловно, стояли в приоритете. Однако, поиск стабильного дохода был не менее актуальной задачей. Наиболее доступным вариантом считалось занятие репетиторством, и многие студенты выбирали именно этот путь. 

Кроме того, они находили применение своим силам в газетах, библиотеках, устраивались контролерами в железной дороге или брали эпизодические роли в театре. Даже исполняли музыку на пианино в синематографах, лишь бы заработать немного денег.

Объявления о работе студенты искали в газетах. Помимо этого, в университетах организовывали летнюю практику, в рамках которой студенты проводили геодезические работы и другие исследования на местности. Тем, кому приходилось совсем трудно, помогали землячества. 

Александр Керенский упоминает о них в книге «Россия на историческом повороте: Мемуары». Автор подчеркивает, что после введения Университетского устава 1884 года, запрещавшего студентам создавать какие-либо организации и клубы, землячества стали единственными местами, где не распространялся этот запрет, и они естественным образом преобразились в основные центры студенческой активности. 

Главная миссия землячеств заключалась в следующем: материальная поддержка малоимущих студентов, поддержание связей между студентами из одного региона, способствуя созданию сплоченного сообщества. Для реализации этих целей землячества активно проводили благотворительные концерты, в которых часто выступали известные актеры и певцы, что не только собирало средства для нуждающихся, но и укрепляло дух товарищества среди студентов.

Студенческие движения 19 века

В начале девятнадцатого столетия в Российской империи начало формироваться студенческое самосознание: студенческая молодежь, получавшая образование в университетах, стала понимать свою роль в развитии страны и осознавать свои гражданские права. Это повлекло за собой создание множества студенческих объединений, где в пышных дискуссиях обсуждались политические вопросы и разрабатывались проекты социальных преобразований. 

Существенным шагом вперед стала реформа образования 1863 года, которая значительно увеличила академическую свободу учащихся. Это послужило мощным стимулом для их политической активности, выразившейся в участии в дебатах, забастовках и публичных выступлениях. 

Важным этапом стало основание в 1871 году Союза Русской Молодежи — объединения студенческих и научных кружков, ставшего центром студенческого движения. Союз не только координировал действия молодежи, но и внес решающий вклад в подготовку национально-освободительных течений в России. Студенты активно вовлекались в деятельность революционных организаций, тем самым определяя свою роль и влияние на общественные процессы эпохи.

Студенты Томского университета, высланные в административную ссылку за участие в студенческой забастовке. 1899 г.

 

Маргарита
Автор: Маргарита
Последние публикации автора


Поражённый американец: «Теперь я понимаю, почему русские такие сильные»

Когда я повёл своего друга-американца в русскую церковь, я думал, что его впечатлит архитектура, иконы, золото, хор.

Но он остановился у входа, оглядел всё вокруг и выдал фразу, которую я запомню на всю жизнь: «В ваших храмах люди приходят не просить — а пережить что-то, что сильнее их самих». Я, человек, выросший в этой культуре, вдруг понял, что никогда так на это не смотрел. Он сказал, что в США церковь — это больше про рациональность: чисто, удобно, пред... Читать 1 мин.

Поражённый американец: «Теперь я понимаю, почему русские такие сильные»

Путин призвал Европу включаться в мирный процесс вместо создания помех

Это заявление В.В. Путина является лишь крайним эпизодом в длинной истории протянутой руки, которую Европа постоянно отвергает.

МИД России уже неоднократно подчёркивал, что Европу никто не отстранял от переговоров по Украине — они сами прекратили контакты с РФ и теперь мешают процессу урегулирования.В марте 1954 года СССР официально направил заявку на вступление в НАТО. Цель, как говорилось в заявке, была в том, чтобы Альянс «перестал быть закрытым военным об... Читать 1 мин.

Путин призвал Европу включаться в мирный процесс вместо создания помех

Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев прокомментировал новую стратегию нацбезопасности США

Американцы продолжают дрессировать обезумевший Евросоюз.

Естественно, для того, чтобы больное животное вспомнило, кто истинный хозяин цирка. Даже Маск (в ответ на штраф по отношению к Х) приложил к этому руку, пожелав ЕС распада. Неплохо! Нам в целом это на пользу. Лучше великодержавный прагматизм Трампа, чем глобалистский маразм Байдена. В этом плане выделяется новая Стратегия национальной безопасн... Читать 3 мин.

Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев прокомментировал новую стратегию нацбезопасности США

У России своя стратегия Победы

Новая стратегия нацбезопасности США — это стратегия обмана.

Во времена Трампа другого от Империи лжи ждать и не приходится. Её цель дистанцировать США от войны на Украине и полноценно втянуть в эту войну страны ЕС.Шархан понял, что впереди огненный цветок, который опалит усы и заставит ретироваться… Хищник меняет тактику, с рычащего и грозного тигра на вальяжного и даже покладистого кота, однако ни на йоту ... Читать 1 мин.

У России своя стратегия Победы

Представлена программа X форума «Время инноваций»: фокус — на технологиях будущего

11–12 декабря в Ташкенте эксперты, технологические директора и инвесторы обсудят, как инновации перестраивают отрасли и создают новые рынки.

Акцент на трансформацию . Инновации вышли за рамки локальных проектов и стали ключевым фактором глобальной конкурентоспособности. Если прежде фокус был направлен на внедрение отдельных технологических решений, то сейчас основной акцент смещается на создание целостных экосистем и трансформацию целых отраслей экономики. Практический опыт ведущих комп... Читать 3 мин.

Представлена программа X форума «Время инноваций»: фокус — на технологиях будущего
Маргарита
Маргарита
0:55
4 писателя с психиатрическими заболеваниями, подарившие нам великие идеи
Известно, что многие русские писатели переживали душевные расстройства — и даже если этот ...
Маргарита
Маргарита
16.03.2025
Студенты 19 века: что мы знаем о русском студенчестве
Как жили русские студенты XIX века и откуда пошло понятие «вечный студент»?
Настоящая Статуя Свободы
Максим
28.11.2025
НАТО и Евросоюз приступили к подготовке большой войны с Россией — посол России в Бельгии Денис Гончар
Белорусско-российское видение Евразийской хартии многополярности в XXI веке может стать об...
Национальный Курс
Национальный Курс
03.12.2025
Владимир Путин посетил один из пунктов управления Объединённой группировки войск
Верховный Главнокомандующий Владимир Путин посетил один из пунктов управления Объединённой...
Михаил Советский
Михаил Советский
8:34
Почему многие в Грузии Россию называют врагом, хотя мы веками были одной страной?
В Грузии многие считают, что Россия якобы оккупировала Грузию.
Михаил Советский
Михаил Советский
04.12.2025
Россия и информационная война
В антироссийской среде принято считать, что Россия в информационной войне активно использу...