Концепция «Умного города» предполагает интеграцию передовых технологий, таких как искусственный интеллект (ИИ), интернет вещей (ИВ) и большие данные (БД), для повышения качества жизни горожан. Одной из ключевых сфер, затронутых этой трансформацией, является образование. В условиях, когда ИИ способен формировать индивидуальные программы обучения для каждого школьника, возникает вопрос: нужен ли в Умном городе учитель средней школы и вообще средняя школа? Так поставленный вопрос затрагивает не только технологические аспекты, но и социальные, культурно-этические, психологические и педагогические аспекты образования.
Действительно, Искусственный интеллект (ИИ) уже сегодня активно используется в образовании для создания персонализированных учебных программ, автоматизации проверки заданий и анализа успеваемости учащихся. ИИ способен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его темп обучения, интересы и слабые стороны, что делает процесс обучения более гибким и эффективным. В Умном городе такие технологии не только могут быть интегрированы в образовательную систему на всех уровнях, включая среднюю школу, но и практически этот процесс уже происходит. Если не регулировать этот процесс в интересах общества, то стихийное его проявление способно привести и к негативным последствиям, с исправлением которых уже должно будет бороться все общество. Дело в том, что, несмотря на все преимущества ИИ и его прогрессирующее развитие в разных модификациях чат-ботов, его возможности достаточно сильно ограничены. ИИ может анализировать данные и предлагать решения, но он не способен заменить человеческое взаимодействие, эмоциональную поддержку и мотивацию, которые являются ключевыми элементами образовательного процесса.
В любой национальной культуре роль учителя всегда занимала особое место. Не является исключением эта роль и в Умном городе. Та “демократизация” школьного образования, когда служение обществу было заменено оказанием образовательных услуг, нанесла российскому обществу такой урон, какой до сих пор не преодолен, и с негативными последствиями этого приходится бороться по сей день.
Учитель в и Умном городе — это не транслятор знаний, их “передатчик”, но Педагог, а значит — не просто контролёр усвоения знаний, не просто мотиватор и проводник в мире информации, но и наставник. Даже если ИИ способен формировать индивидуальные программы обучения, учитель остается незаменимым как минимум в следующих аспектах:
1. Учитель может вдохновлять учеников, помогать им преодолевать трудности и поддерживать их в моменты неудач, используя психологическое воздействие на учеников. ИИ, несмотря на все свои возможности, не способен на эмпатию и эмоциональную связь. Любой родитель знает, как важна эмоциональная поддержка и мотивация.
2. Развитие новейших технологий не заменит Учителя — нужен человек.
3. Хотя ИИ и может предлагать персонализированные программы, но это происходит абстрактно, по выявленным при помощи тестов психотипа ученика, но только учитель способен гибко адаптировать их в реальном времени, учитывая эмоциональное состояние ученика и его текущие потребности. Применение учебного материала к индивидуальным потребностям ученика.
4. Ну, и наконец, Учитель играет ключевую роль в формировании у учеников этических норм и ценностей, что особенно важно в эпоху цифровых технологий, когда вопросы конфиденциальности, безопасности и ответственности становятся все более актуальными.
Да, новый технологический уровень предоставляет и принципиально новые возможности. Преимущества ИИ в образовании очевидны: это и персонализация обучения, и автоматизация рутинных задач, таких как проверка заданий, и возможность анализировать большие объёмы данных для улучшения образовательных программ. Но заменить учителя ИИ не может, по крайней мере, в следующих направлениях.
1) Образование — это не только передача знаний, но и процесс социализации учеников, формирование моделей социального взаимодействия, что и формирует личность ученика. Человеческое взаимодействие в самых разных ситуациях — основная форма социализации личности.
2) Учитель может вдохновлять учеников на творчество и инновации, что невозможно для ИИ, который работает в рамках заданных алгоритмов и потому не может стимулировать творчество.
3) Учитель способен понимать и реагировать на эмоциональные потребности учеников, что является ключевым для их психологического благополучия, а это формирует эмоциональный интеллект школьников.
Таким образом, обобщая, следует сказать, что, конечно, в Умном городе, где технологии играют ключевую роль, учитель средней школы по-прежнему остается незаменимым помощником родителей в формировании личности ученика. Искусственный интеллект может значительно улучшить образовательный процесс, предоставляя персонализированные программы обучения и автоматизируя рутинные задачи, но он не способен заменить человеческое взаимодействие, эмоциональную поддержку и мотивацию, которые учитель привносит в образовательный процесс. Поэтому применение ИИ в образовательном процессе при ведущей роли учителей предполагает в качестве императива:
- интегрировать технологии комплекса ИИ в образовательный процесс, чтобы они дополняли и усиливали работу педагогов;
- стимулировать поддержку профессионального развития учителей, которые должны быть подготовлены к работе с новыми технологиями, чтобы эффективно использовать их в своей работе
- уделять больше внимания развитию у самих учеников навыков, которые ИИ не может заменить (критическое мышление, эмпатия и социальное взаимодействие), что в условиях цифровизации становится чрезвычайно важно.
В Умном городе учитель средней школы остается ключевой фигурой, несмотря на все достижения искусственного интеллекта. Его роль заключается не только в передаче знаний, но и в формировании личности ученика, а это делает его незаменимым в образовательном процессе.
Материал подготовлен профессором кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Попадюком Никитой Кирилловичем







