На всероссийской AI-конференции представлен первый отечественный ИИ-ассистент, призванный оптимизировать взаимодействие граждан с мировыми судами. Результатом сотрудничества команды Сбера и Министерства юстиции стала интеграция новейших разработок искусственного интеллекта на облачной платформе SberCRM с использованием интеллектуальной модели GigaChat. Новый цифровой инструмент уже доступен жителям некоторых регионов России и показывает внушительные перспективы для дальнейшей цифровизации судебных сервисов.
Ключевая функция платформы — простая консультация и разъяснение юридических процедур. ИИ-ассистент объясняет пользователям, каким образом обращаться за помощью к мировому судье, что нужно для подачи иска, какие документы понадобятся и как получить государственную услугу в дистанционном формате. Технология включает элементы распознавания и форматирования документов, интеграцию сервисов видеосвязи и возможность сформировать процессуальное заявление в автоматическом режиме.
Частный компонент системы — юридический модуль GigaLegal, чья база знаний регулярно актуализируется за счёт автоматической сверки с действующими нормативными актами, что в перспективе делает консультации и формируемые документы наиболее релевантными и соответствующими текущей практике. GigaLegal способен формировать сверенные с законом ответы по вопросам взыскания алиментов, бракоразводных процессов, долговых и потребительских споров — как для обывателей, так и для профессиональных пользователей.
Платформа также интегрирована с государственными системами подачи обращений и обмена документами, что в дальнейшем позволит пользователям не только получить консультацию, но и передать готовые документы в мировой суд — напрямую из интерфейса ИИ-сервиса. По расчётам разработчиков, ИИ‑ассистент уже сейчас способен обрабатывать до 90% стандартных обращений без участия «живого» юриста, ускоряя рассмотрение запросов и снижая нагрузку на судей и сотрудников аппаратов.
В долгосрочной перспективе сервис будет способствовать снижению барьеров для обращения в суд, распространению цифровой грамотности, экономии времени и ресурсов российского общества. Технология может быть адаптирована для других форматов взаимодействия граждан с государственными органами, поддержать интеграцию новых функций — от автоматического поиска судебных решений до мониторинга статистики по обращениям.
Такой опыт определяет дальнейшее развитие цифровых сервисов в судебной системе и гарантирует рост эффективности, прозрачности и доверия общества к органам правосудия.
Материал подготовлен страшим преподавателем кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Бабаяном Левоном Кареновичем.







