В настоящее время цели развития социальной сферы в Российской Федерации, направленные на повышение уровня и качества жизни населения, включают федеральные и региональные проекты и программы. При этом достигать основных приоритетов в социальном развитии позволяет внедрение цифровых технологий.
В соответствии с Указом №309 от 07 мая 2024 года Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» Национальные цели и приоритеты развития Российской Федерации в социальной сфере включают такие направления, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей, поддержка семьи, возможности для самореализации и развития талантов, воспитание социально ответственной личности, комфортная и безопасная среда для жизни. В связи с этим возникает необходимость решения вопросов в таких областях, как здравоохранение, образование, социальная защита, спорт, культура, служба занятости, жилищное и коммунальное хозяйство и др. Наличие широкого спектра вопросов актуализирует анализ многоаспектных факторов, установление причинно-следственных связей, прогнозирование динамики социально-экономического развития и формирование в соответствии с изменениями предложений для достижения запланированных результатов. При этом необходимость решения различных вопросов в социальной сфере требует укрепления взаимодействия власти, общества и бизнеса, а также создания единого информационного пространства, объединяющего информационные системы, информационные ресурсы и необходимую инфраструктуру.
В настоящее время такие платформы уже применяются на практике. Так, согласно Федеральному закону №178-ФЗ от 17 июля 1999 года (в редакции от 29 октября 2024 года) «О государственной социальной помощи» и Постановлению №2386 от 29 декабря 2023 года Правительства Российской Федерации «О государственной информационной системе „Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере“» (в редакции от 12 сентября 2025 года) предусмотрено формирование единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере. Данная платформа, объединив информационные ресурсы государственных органов, представляет данные о гражданах, имеющих право на получение социальной поддержки. Важно отметить, что внедрение цифровой платформы влияет на качество социальных преобразований следующим образом. За счёт автоматизации процессов период оказания социальных услуг для населения сокращается. Проактивная поддержка гарантирует своевременное предоставление соответствующих услуг. Оптимизация планирования и расходования денежных средств позволяет избегать расхождений в процессе оказания услуг. Повышение мобильности и гибкости системы социального обеспечения учитывает возникающие потребности.
В современном мире эффективное решение вопросов, в целом, и социальной сферы, в частности, предусматривает укрепление взаимодействия субъектов, повышение адресности, оптимизацию организационных структур, снижение административной нагрузки, издержек, расходов, что и позволяет обеспечить внедрение централизованной цифровой платформы в социальной сфере.
Материал подготовлен ассистентом кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Пресняковой Надеждой Геннадиевной.







