Социально-экономическое развитие в современном мире становится возможным в условиях нововведений в различных сферах – науке, образовании, технике, технологиях и др. Учитывая определяющую роль человеческих ресурсов, важнейшей задачей становится внедрение социальных технологий, обеспечивающих качественные изменения социальной сферы.
В современных условиях глобализация оказывает влияние на все сферы деятельности, что способствует развитию различных форм взаимодействия субъектов на всех уровнях экономики, управления. Результат сотрудничества, в свою очередь, проявляется в воздействии на различные аспекты социальной сферы – демографию, урбанизацию, миграцию, социальную мобильность, мультикультурализм и др. В связи с этим возрастает необходимость решения все большего числа вопросов социальной сферы, а также вопросов с участием гражданского общества — развитие систем социального обеспечения, поддержка гражданских инициатив, общественная экспертиза нормативно-правовых актов, межкультурный диалог и др., что актуализирует развитие технологий в различных направлениях социальной сферы.
Так, разработанные отечественные технологии оказывают значительное воздействие на качественные преобразования общественной жизнедеятельности. Педагогические технологии в образовании позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать творческое мышление – информационно-коммуникативные, игровые, модульные, здоровьесберегающие, а также проблемного и интегрированного обучения, формирования критического мышления, проекта, педагогики сотрудничества, уровневой дифференциации и др. Информационные технологии в социальной сфере ориентированы на повышение качества жизни населения — Единый контакт-центр, портал государственных услуг, приложение «Социальный мониторинг» и др. Информационные системы и технологии в процессе управления социальной работой гарантируют доступность мер социальной поддержки – «Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами», «Адресная социальная помощь», «Региональное социальное законодательство» и др. Технологии по автоматизации управленческой деятельности учреждений труда, занятости, социальной защиты поддерживают взаимодействие власти, бизнеса, общества — Единая цифровая платформа, Электронная трудовая книжка, Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами и др. Частные технологии профессиональной деятельности в социальной сфере ориентированы на оказание помощи конкретным категориям лиц – клиенториентированные, проблемно-ориентированные, витально-ориентированные и др. Технологии профессиональной деятельности в социальной сфере осуществляют поддержку людей, попадающих в трудные жизненные ситуации – социально-образовательный лифт, творческая реабилитация, социальная экспедиция, летние дворовые отряды и др. Информационные технологии дистанционного обучения, включающие государственные, университетские, коммерческие образовательные платформы, корпоративные системы обучения и др., создают новые возможности в получении образования в условиях реализации интерактивных, мобильных, мотивационных, доступных, гибких форматов.
Таким образом, разработанные отечественные технологии в социальной сфере, обеспечивающие качественные преобразования общественной жизнедеятельности, позволяют решать широкий спектр задач в достижении целей устойчивого развития — прогнозирование в области социальной политики, предоставление льгот гражданам, учет нуждающихся в оказании социальной помощи и др.
Материал подготовлен ассистентом кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Пресняковой Надеждой Геннадиевной.







