Северный морской путь, обеспечивая транспортную связь России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, становится все более востребованным маршрутом для экономик России и стран Азии, т. к. позволяет снизить нагрузки на традиционные маршруты, экономить топливо и сократить время доставки грузов.
Многовековая история Северного морского пути свидетельствует о значении Арктического региона в экономическом, научном, экологическом, освоенческом направлениях. М. В. Ломоносов, впервые обосновавший государственные задачи в исследованиях Северного Ледовитого океана, Северного морского пути и освоения Арктики, определил потенциал данных территорий, позволяющий обеспечить России статус морской страны с включением в сферу глобальных путей сообщения. Первые технические средства — ледоколы «Пайлот» и «Ермак», построенные в XIX в. и способные преодолевать арктические льды, повлияли на дальнейшее развитие судоходства в Арктике.
Климатическое особенности Арктики, необходимость учета уклада коренного населения, соблюдение требований сохранения благоприятных условий окружающей среды, привлечение инвестиций — эти и другие вопросы актуализируют нормативное регулирование широкого спектра аспектов развития. Развитие Северного морского пути предусматривает решение вопросов в различных сферах – безопасность, инфраструктура, логистика, транспорт, технологии, инновации, климат, экономическая эффективность судоходства, привлечение бизнеса и другие.
О наличии широкого спектра задач свидетельствует и План развития Северного морского пути на период до 2035 года, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 1 августа 2022 г. №2115-р. Так, План предусматривает развитие по следующим направлениям: экспортная грузовая база, каботажные и транзитные перевозки, перспективная грузовая база, портовая и аварийно-спасательная инфраструктура, железнодорожные и речные транспортные коридоры, дноуглубление в акватории Северного морского пути, арктический грузовой и ледокольный флот, арктические судостроительные и судоремонтные производственные мощности, создание арктической спутниковой группировки, гидрогеографическое и гидрометеорологическое обеспечение судоходства, медицинское и кадровое обеспечение судоходства, экологическая безопасности судоходства, управление и развитие судоходства.
Достижение главных целей Плана развития Северного морского пути по обеспечению надёжных, безопасных перевозок, укреплению конкурентных преимуществ для бизнеса позволит реализовать потенциал Северного морского пути, связывающий, восточную и европейскую части страны, а также открывающий дополнительные перспективы сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Материал подготовлен ассистентом кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Пресняковой Надеждой Геннадиевной.







