Дополнительное образование является мощным образовательным инструментом, дополняя стандартный набор знаний и умений, отобранный ФГОС, а также несет в себе возможность для качественной социализации детей. Работа в команде, проектная деятельность, навыки самообразования, способность ставить перед собой цель и достигать её — важные умения, которые формируются на кружках и в секциях. Дополнительное образование также характеризуется большей динамичностью и вариативностью, поэтому скорее предоставляет современные направления образования (IT, курсы китайского языка, управление дронами, дизайн), чем стандартизованное школьное обучение. Допобразование не ограничено соответствующими рамками, поэтому качество такого образования при наличии квалифицированного педагога может намного превышать школьный уровень, выходя на реальные инновационные проекты или изобретения. Добровольность выбора позволяет педагогам работать с теми детьми, которые по-настоящему увлечены данной сферой, а значит, вопрос мотивации решается самостоятельно, равно как и вопрос дисциплины. Курсы дополнительного образования служат средством предотвращения делинквентного поведения среди подростков, погружая их в здоровую среду и круг увлечённых своим делом людей.
Решение проблем, с которыми сталкивается дополнительное образование, является, таким образом, крайне важной задачей. Преодоление кадрового дефицита может происходить посредством выделения грантов, создания курсов переподготовки, например для инженеров, внедрения наставничества, организации обмена опытом среди учителей определённого профиля. Проблема низкой доступности дополнительного образования в малых городах и сельской местности решается путем организации мобильных технопарков, развития дистанционных платформ и сетевых образовательных проектов (одновременно с улучшением качества интернет-связи в малых населённых пунктах), внедрения целевых федеральных и региональных программ поддержки сельских учреждений, повышения квалификации.
Поскольку роль родителей в сфере дополнительного образования является более весомой, нежели в школьном образовании (самостоятельный выбор кружка, понимание перспективных направлений), следует уделять больше внимания просветительской деятельности среди родителей, создавать удобные цифровые платформы для выбора кружков, в том числе добавить возможность смены кружка в течение года в системах персонализированного учета. Недостаточность материально-технической базы может компенсироваться за счёт программ господдержки, создания нескольких крупных центров с материальным оснащением (Кванториумы, детско-юношеские центры). Проблема бюрократизации может решаться посредством упрощения отчётных процедур, использования цифровых технологий, перехода к оценке качества работы педагога не через отчёты, а через достижения учащихся, реализованные проекты и социальный эффект.
Материал подготовлен доцентом кафедры “Государственное и муниципальное управление” Факультета “Высшая школа управления” Финансового университета при Правительстве РФ, к.соц. н. Харченко Константином Владимировичем.







