Развитие Северного морского пути — это масштабный проект, реализация которого предусматривает развитие инновационной, технологической, инженерной, инфраструктурной, научной, трудовой, социальной и др. сфер, что актуализирует необходимость взаимодействия власти, бизнеса, общества.
Северный морской путь, имеющий стратегическое значение для развития России в целом, предусматривает решение широкого спектра задач: обеспечить социально-экономическое благополучие населения, сохранить благоприятные условия окружающей среды, рационально использовать природные ресурсы Арктики, оптимизировать транспортную связанность регионов и другие. При этом потенциал развития Арктики в значительной степени зависит от сотрудничества различных участников — федеральных и региональных органов власти, отраслевых организаций, малого и среднего бизнеса, научных и общественных организаций.
В настоящее время уже реализуются значимые инициативы по развитию Северного морского пути, укрепляющие взаимодействие различных групп участников и активизирующие деятельность в таких сферах, как социальная, трудовая, образовательная, научная, инновационная, технологическая, инженерная, инфраструктурная и др.
Так, Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 388 (в редакции от 04 сентября 2015 года) «Об утверждении положения о государственном регулировании тарифов на ледокольную проводку судов, ледовую лоцманскую проводку судов в акватории Северного морского пути» позволило укрепить конкурентные преимущества Северного морского пути в качестве важнейшего транспортного коридора.
Получение в 2022 году статуса резидента Арктическим портово-промышленным комплексом «Талаги» в Архангельской области позволило обеспечить строительство порта с последующей его интеграцией в транспортный коридор, а также способствовало активизации деятельности по таким направлениям, как обслуживание Арктического флота, производство железобетонных массивов для гидротехнических объектов, агропромышленные перерабатывающие производства, открытие промышленного парка.
Распоряжением Правительства Российской Федерации №2555-р от 22 сентября 2023 года утвержден план по развитию Архангельского транспортного узла, предусматривающего развитие морской портовой инфраструктуры, дноуглубительные работы в акватории морского порта Архангельск и прилегающих морских акваториях, развитие внутренних водных путей и подъездной транспортной инфраструктуры, развитие инженерной инфраструктуры (энергетики, газоснабжения, коммунальной инфраструктуры и др.), цифровизацию Архангельского транспортного узла, обновление ледокольного флота и судов ледового класса, безопасность судоходства в акватории Архангельского узла, кадровое и научное обеспечение.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации №1250-р от 23 мая 2024 года расширена территория морского порта Сабетта, где запланировано разместить грузовой терминал, позволяющий увеличить грузооборот Северного морского пути.
Эти и другие нормативные положения по развитию Северного морского пути способствуют укреплению взаимодействия участников рынка и активизации хозяйственной деятельности, подтверждением чего служит рост грузоперевозок. Так, в 2017 году грузопоток составил 10 млн т, в 2018 году – 20,2 млн т, в 2019–31,5 млн т, в 2020 году – 32 млн т, в 2021 году – 34,85 млн т, в 2022–34,34 млн т, в 2023 году – 36 млн т., в 2024 году – 37,9 млн т.
Дальнейшее укрепление сотрудничества власти, бизнеса, общества по развитию Северного морского пути позволит реализовать значительный потенциал стратегически значимой транспортной судоходной артерии.
Материал подготовлен ассистентом кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Пресняковой Надеждой Геннадиевной.







