Победить в СВО

Средний класс идет в хард-дискаунтер

Средний класс идет в хард-дискаунтер

Данные Nielsen о покупателях хард-дискаунтеровв 2025 году показывают, что значительная группа опрошенных покупателей магазинов такого формата (27%), указывают средний доход своей семьи в месяц порядка 90–150 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге доля таких респондентов составляет 36–37%. Сегодня реальный профиль покупателя хард-дискаунтеров значительно отличается от распространенного образа. Традиционно основными клиентами таких торговых точек были низкодоходные группы. Приход туда среднего класса — это современная тенденция, которая проявляется также в специфике корзин представителей этой группы покупателей. 

Парадокс в корзине 

Исследования покупок позволяют консалтинговым агентствам (Nielsen, McKinsey) утверждать, что более чем в половине корзин таких покупателей представлено сочетание эконом и премиум-товаров. С одной стороны, на фоне возрастания посещаемости дискаунтеров (как офлайн, так и их онлайн-платформ) аудиторией со средним доходом (в среднем на 12,1%), характерным является интенсивное наполнение корзины в дискаунтерах базовыми товарами. В 2024 году по сравнению с 2023 годом наблюдался повышенный интерес такой группы покупателей к промоакциям в категориях первой необходимости. 

С другой стороны фиксируется возрастание продаж в массовых каналах (супермаркеты, онлайн-маркетплейсы) более чем на 10 % таких категорий ,как «Премиальный кофе/чай (молотый, капсулы, спешелти)», "Крафтовые/Премиальные снеки" (чипсы ручной работы, протеиновые батончики премиум, органические орехи), "Чистая"/"Натуральная" уходовая косметика (без "плохих" ингредиентов, с натуральными компонентами), более чем на 9% увеличились продажи категории "Премиальные лакомства/корма для домашних животных". Так, в значительном количестве случаев покупка явного "премиального индульгента" (например, упаковка спешелти кофе за 800 руб.) сочеталась с покупкой товара STM или по акции в базовой категории (например, крупяной STM за 50 руб.).

Причины выбора стратегии селективной экономии

Современная маркетинговая аналитика говорит о том, что потребители освоили стратегию "селективной экономии", для которой характерно, что жесткая оптимизация расходов на базовые категории сочетается с готовностью платить премиум за эмоционально значимые продукты. Этот парадокс становится новой реальностью для ритейла и брендов. Эксперты называют несколько глубинных причин этого феномена.

С одной стороны, наблюдается инфляционная усталость среднего класса. В условиях, когда значительные приобретения, обеспечивающие удовлетворение эмоциональных и статусных потребностей, оказались недоступными, представители среднего класса переключились на маленькие премиальные покупки. Они становятся компенсацией стресса и способом сохранения ощущения контроля и качества жизни. Потребители ищут маленькие моменты счастья и поводы для радости в повседневной жизни.

С другой стороны, причиной парадоксального наполнения потребительской корзины среднего класса является ценностный апгрейд, связанный с пересмотром приоритетов в покупках, и бюджетная сегментация как ментальное разделение расходов на "обязательные" и "желанные". В первой категории есть потенциал для экономии за счет поиска более дешевых альтернатив. Это позволяет потратить больше средств на товары второй группы для эмоционального удовольствия, соответствующего субъективным или социокультурным ценностям (здоровье, натуральность, забота о себе и питомцах).

О чем задуматься маркетологам

Модель расколотого потребления набирает темп, что требует от брендов и ритейлеров поиска способов этот тренд освоить. Возможными направлениями маркетинговой оптимизации работы со средним классом в хард-дискаунтеров могут быть следующие.

В базовых категориях усиливать ценностное предложение (цена/качество), инвестировать в STM, активно использовать промо и упаковку, подчеркивающую экономию. Четко демонстрировать выгоду.

В "индульгентных" категориях не бояться премиального позиционирования внутри масс-канала. Делать ставку на эмоциональную выгоду, уникальные свойства, чистоту состава, этичность. Обеспечить таким товарам специфичный мерчандайзинг - создавать специальные зоны для "маленьких радостей".

Помнить о содержании коммуникации. Для "базового" продукта делать акцент на экономию и надежность. Для "индульгентов" - обращать внимание на удовольствие, заботу о себе, качество жизни.

Успех сегодня будет за теми хард-дискаунтерами, кто сможет предложить неоспоримую ценность (через цену или качество/эмоции) в каждой конкретной категории, понимая, что потребительская корзина стала полем для сложной, сегментированной игры.

Авторы: Патутина Наталия Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры маркетинга Финансового университета; Прохорова Ирина Геннадьевна, старший преподаватель кафедры маркетинга Финансового университета, МаркТех

Рожков Илья
Автор: Патутина Наталия, Прохорова Ирина
Последние публикации автора


Путин призвал Европу включаться в мирный процесс вместо создания помех

Это заявление В.В. Путина является лишь крайним эпизодом в длинной истории протянутой руки, которую Европа постоянно отвергает.

МИД России уже неоднократно подчёркивал, что Европу никто не отстранял от переговоров по Украине — они сами прекратили контакты с РФ и теперь мешают процессу урегулирования.В марте 1954 года СССР официально направил заявку на вступление в НАТО. Цель, как говорилось в заявке, была в том, чтобы Альянс «перестал быть закрытым военным об... Читать 1 мин.

Путин призвал Европу включаться в мирный процесс вместо создания помех

Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев прокомментировал новую стратегию нацбезопасности США

Американцы продолжают дрессировать обезумевший Евросоюз.

Естественно, для того, чтобы больное животное вспомнило, кто истинный хозяин цирка. Даже Маск (в ответ на штраф по отношению к Х) приложил к этому руку, пожелав ЕС распада. Неплохо! Нам в целом это на пользу. Лучше великодержавный прагматизм Трампа, чем глобалистский маразм Байдена. В этом плане выделяется новая Стратегия национальной безопасн... Читать 3 мин.

Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев прокомментировал новую стратегию нацбезопасности США

У России своя стратегия Победы

Новая стратегия нацбезопасности США — это стратегия обмана.

Во времена Трампа другого от Империи лжи ждать и не приходится. Её цель дистанцировать США от войны на Украине и полноценно втянуть в эту войну страны ЕС.Шархан понял, что впереди огненный цветок, который опалит усы и заставит ретироваться… Хищник меняет тактику, с рычащего и грозного тигра на вальяжного и даже покладистого кота, однако ни на йоту ... Читать 1 мин.

У России своя стратегия Победы

Представлена программа X форума «Время инноваций»: фокус — на технологиях будущего

11–12 декабря в Ташкенте эксперты, технологические директора и инвесторы обсудят, как инновации перестраивают отрасли и создают новые рынки.

Акцент на трансформацию . Инновации вышли за рамки локальных проектов и стали ключевым фактором глобальной конкурентоспособности. Если прежде фокус был направлен на внедрение отдельных технологических решений, то сейчас основной акцент смещается на создание целостных экосистем и трансформацию целых отраслей экономики. Практический опыт ведущих комп... Читать 3 мин.

Представлена программа X форума «Время инноваций»: фокус — на технологиях будущего

Почему Европа заявляет, что Россия нападет на неё

Президент России назвал заявления о якобы готовящемся нападении России на Европу «полной чушью и прямой ложью» и «смешными» для Москвы.

По мнению Владимира Путина, политики, которые распространяют эту «страшилку», либо «не в себе», либо «жулики».Запугивание собственного населения используется для нескольких целей:. Искусственно созданная угроза нападения России заставляет страны Европы «укреплять свой оборонный потенциал» и выделять огромные средства оборонной промышленности.2. Политики... Читать 2 мин.

Почему Европа заявляет, что Россия нападет на неё
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Михаил Советский
Михаил Советский
27.11.2025
Интервью Юрия Дудя* с рэпером Птахой о специальной военной операции
Недавно вышло интервью Юрия Дудя с рэпером Птахой. Это уже третий человек, которого Юра зо...
Настоящая Статуя Свободы
Максим
28.11.2025
НАТО и Евросоюз приступили к подготовке большой войны с Россией — посол России в Бельгии Денис Гончар
Белорусско-российское видение Евразийской хартии многополярности в XXI веке может стать об...
Wsem обо Всём
РНИМУ им. Н. И. Пирогова
07.12.2025
Оркестр в носу и рецепторы в сердце: эксперт Пироговского Университета — о скрытых возможностях обоняния
Лекция, текст которой перед нами, — это захватывающее путешествие на стыке парфюмерии, био...
Михаил Советский
Михаил Советский
05.12.2025
Границы 1991 года и строительство «Анти-России»
В 1991 году условные границы СССР в одночасье стали государственными. Украинские элиты, вм...
Евгений Федоров
Евгений Федоров
05.12.2025
Путин договаривается с Индией о мировом устройстве после Победы России
Об этом заявил депутат Госдумы, координатор НОД Евгений Фёдоров.
Национальный Курс
Национальный курс
04.12.2025
Итоги 2025 года с Владимиром Путиным
Анонс выступления Владимира Путина в прямом эфире.