Федеральный проект «Профессионалитет», объединяя профессиональные образовательные организации, высшие учебные заведения, предприятия, позволяет обеспечить координацию образования и рынка труда.
Утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 387 от 16 марта 2022 года Федеральный проект «Профессионалитет» позволяет решить ряд задач: координировать сферу образования и рынок труда, сформировать новые стандарты практико-ориентированного обучения, обеспечить преемственность и согласованность в системе профориентации, повысить квалификацию педагогов. Федеральным проектом «Профессионалитет» определены механизмы взаимодействия образовательных организаций и организаций реального сектора экономики.
Так, профессиональные образовательные организации готовят кадры в соответствии с запросами работодателей, взаимодействуют с организациями реального сектора экономики, а также совместно с работодателями совершенствуют материально-техническую базу, учебную и производственную инфраструктуру кластера. Вузы осуществляют подготовку кадров для отраслей, разрабатывают образовательные модули, оказывают экспертную поддержку.
О значении реализуемого проекта «Профессионалитет» свидетельствует расширение сферы деятельности участников проекта. Так, в 2022 году участниками образовательно-производственных кластеров стали образовательные организации и предприятия-работодатели в таких направлениях, как машиностроение, авиастроение, судостроение, атомная отрасль, сельское хозяйство, железнодорожная отрасль, химическая отрасль, фармацевтическая отрасль, лёгкая промышленность, металлургия, горнодобывающая отрасль. В 2023 году в сферы деятельности также были включены строительная отрасль, информационные технологии, топливно-энергетический комплекс, транспортная отрасль, электротехническая промышленность, лесная промышленность. В 2024 дополнительными направлениями проекта стали индустрия робототехники, и креативная индустрия, клиническая и профилактическая медицина, педагогика, правоохранительная сфера и управление, радиоэлектроника, средства массовой информации и коммуникационные технологии, туризм и сфера услуг.
Фактически образовательные кластеры, консолидируя ресурсы в различных направлениях и укрепляя взаимодействие образовательных организаций с производством, экспериментальными базами, позволяют преодолевать возникающие преграды в координации образовательной и трудовой сфер, готовить выпускников в соответствии с потребностями на рынке труда. Дальнейшее развитие кластеров в сфере образования создает определённую площадку по обеспечению необходимых условий для непрерывного образования, технологического развития, привлечения инвестиций в затратные наукоемкие специальности.
Материал подготовлен ассистентом кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Пресняковой Надеждой Геннадиевной.







