Федеральный проект «Передовые инженерные школы» (ПИШ), созданный в 2022 году по инициативе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, набирает обороты и демонстрирует впечатляющие результаты в подготовке кадров и разработке технологий для стратегических отраслей страны. Очередные достижения студентов и ученых ПИШ подтверждают, что проект успешно решает задачу подготовки нового поколения инженеров.
Технологии для реального сектора
Ярким примером внедрения передовых разработок в промышленность стала самообучаемая ИИ-система распознавания объектов, созданная учеными Новгородского университета (НовГУ). Уникальность системы в её гибкости: она способна адаптироваться под разные технологические процессы, от сканирования мелких гранул удобрений до анализа крупных объектов, таких как каменные породы. Это решение напрямую отвечает на вызовы импортозамещения и цифровизации производства.
Практика как основа обучения
Ключевой принцип ПИШ — тесная интеграция с промышленностью. Как подчёркивают в МГТУ «СТАНКИН», образовательные программы разрабатываются совместно с индустриальными партнёрами, а лекции читают действующие инженеры. Такой подход гарантирует, что выпускники приходят на предприятия с актуальными знаниями и навыками, необходимыми для технологического суверенитета страны.
Таланты для энергетики будущего
Практико-ориентированная подготовка позволяет студентам сразу применять знания в решении сложных задач. Команда ПИШ ЛЭТИ стала чемпионом хакатона «АтомикХак 3,0» от Росатома, предложив лучшие решения по оптимизации работы виртуальной модели микроэнергосистемы. Такой успех показывает готовность будущих инженеров к работе с интеллектуальными энергосетями — основой современной энергетики.
Прорыв в междисциплинарных областях
ПИШ также готовят кадры для наукоемких отраслей на стыке дисциплин. В Томском государственном университете состоялся первый в России выпуск магистров-биоинформатиков, обучавшихся по англоязычной программе. Выпускники уже представили конкретные решения для здравоохранения, фармацевтики и АПК, что доказывает востребованность таких специалистов.
Очевидно, что Передовые инженерные школы становятся мощными центрами компетенций, где рождаются не только прорывные технологии, но и формируется кадровый резерв для технологического лидерства России.
Материал подготовлен старшим преподавателем кафедры “Государственное и муниципальное управление” Факультета “Высшая школа управления” Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Москвитиной Екатериной Ильиничной







