В современном мире необходимость учета динамичных многогранных изменений приводит к возникновению новых задач, эффективность решения которых определяется степенью развития инноваций. При этом наиболее значимым компонентом в данном процессе является получение новых знаний.
В современном мире важнейшим фактором устойчивого развития, укрепления конкурентоспособности экономики, обеспечения национальной безопасности государства является образование. Стратегические направления в развитии экономики, информатизации, открытости общества актуализируют необходимость решения широкого спектра задач в сфере образования — синхронизировать потребности рынка труда и образовательных услуг, обеспечить учебно-материальную базу образовательных учреждений современными технологиями, разработать предложения по совместному финансированию образовательных программ, готовить квалифицированные кадры, в особенности, в областях высоких технологий и инноваций и др.
При этом особенно важно отметить необходимость формирования партнёрских отношений с различными участниками образовательного процесса: исследовательскими институтами, органами государственной власти, производителями, поставщиками, бизнес-сообществами, отраслевыми ассоциациями, потребителями, элементами промышленной инфраструктуры.
Принимая во внимание широкий спектр задач в развитии сферы образования, важно обеспечить формирование системы образования, наполненной содержательной деятельностью, регламентируемыми программами, обязательным взаимодействием профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, работодателей, студентов. Одной из таких возможностей в настоящее время и является образовательный кластер.
Важно отметить, что создание условий, регламентирующих деятельность образовательных кластеров, создает дополнительные возможности для их дальнейшего развития.
Так, Федеральным законом №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» регламентирована сетевая форма реализации образовательных программ, позволяющая студентам осваивать предметы, программы с применением ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Постановлением Правительства РФ №387 от 16 марта 2022 года «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта „Профессионалитет“ предусмотрен ряд мер. Во-первых, предоставление со стороны государства грантов на развитие образовательно-производственных кластеров на основе соглашения о партнёрстве образовательных организаций и организаций реального сектора экономики. Во-вторых, сотрудничество участников проекта посредством сетевой формы реализации образовательных программ, дистанционных образовательных программ. В-третьих, создание образовательных программ согласно федеральным государственным образовательным стандартам с применением новых образовательных технологий и программ.
Федеральным законом от 23 июля 2025 года №253-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ и статью 4 Федерального закона „О независимой оценке квалификации“ введенная форма образовательной деятельности „Профессионалитет“ усиливает взаимодействие профессиональных образовательных организаций и работодателей в различных отраслях экономики.
Указанные аспекты регулирования деятельности образовательных кластеров позволяют решить комплекс задач: повысить уровень адаптации выпускников к потребностям на рынке труда, модернизировать систему профессионального образования, совершенствовать систему профессиональных квалификаций, стимулировать занятость населения. В результате сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, рационализация объёмов и направлений подготовки кадров создает дополнительный потенциал для устойчивого развития экономики в целом.
Материал подготовлен ассистентом кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Пресняковой Надеждой Геннадиевной.







