6 ноября 2025 на сайте Правительства Российской Федерации опубликовано сообщение о подписанном Постановлении от 31 октября 2025 года №1709. В постановлении говорится об усовершенствовании механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), позволяющего организациям, реализующим инвестиционные проекты, получить возмещение затрат в форме налогового вычета на создание, модернизацию и реконструкцию объектов транспортной, энергетической, коммунальной, социальной и цифровой инфраструктуры.
Это решение позволит модернизировать инвестиционный механизм и в логистическом комплексе. Организационная структура инвестиционного механизма в логистическом комплексе многоуровневая и включает в себя разнообразную экосистему участников с разными мотивами и отношением к риску. Корпорации принимают стратегические решения о капитальных вложениях для создания собственных сетей, которые обеспечивают им конкурентное преимущество в скорости и стоимости. Органы власти и банки инвестируют в общественную инфраструктуру (например, в автомагистрали, железнодорожные сети, дноуглубительные работы в портах) в рамках национальной экономической стратегии, направленной на укрепление позиций России на глобальных торговых маршрутах. Частные инвесторы вкладывают средства в консолидацию фрагментированных логистических рынков или модернизацию существующих активов, а венчурные компании стимулируют инновации, поддерживая стартапы в таких областях, как прозрачность цепочек поставок, блокчейн для подтверждения происхождения и технологии автономных транспортных средств. Такое взаимодействие между государственным и частным капиталом создает динамичную инвестиционную среду.
Принятие решений в рамках этого механизма сопряжено со значительными трудностями и рисками. Инвесторам приходится иметь дело с геополитической нестабильностью, когда торговые войны или региональные конфликты могут внезапно сделать стратегически важный порт или коридор менее жизнеспособным. Экономическая цикличность представляет собой ещё одну угрозу, поскольку спад может привести к избытку мощностей в сфере грузоперевозок и складского хранения, что негативно скажется на окупаемости инвестиций. Стремительное устаревание технологий означает, что дорогостоящая система автоматизации может быть заменена более совершенным решением уже через несколько лет. Наконец, растущая потребность в устойчивом развитии стала важнейшим фактором, побуждающим инвесторов учитывать влияние своих активов на окружающую среду — от инвестиций в парк электромобилей до строительства экологичных и энергоэффективных складов.
В заключение отметим, что механизм инвестирования в логистику — это сложная система с участием многих заинтересованных сторон, которая позволяет сочетать колоссальные долгосрочные инвестиции в физическую инфраструктуру с гибкими инвестициями в цифровую трансформацию. Успех этого механизма зависит от его способности синтезировать стратегическое видение корпораций, цели развития государства и инновационный потенциал финансового сектора. Поскольку глобальные цепочки поставок сталкиваются с беспрецедентными трудностями — от пандемий и изменения климата до требований электронной коммерции, — дальнейшее развитие и надёжное функционирование этого инвестиционного механизма будет иметь первостепенное значение.
Материал подготовлен профессором кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Шедько Юрием Николаевичем.







