Победить в СВО

Крестный ход начнется в Башкортастане, в селе Табынск, где икона провела 150 лет до своего исчезновения из России в начале XX века. Он пройдет до места Её явления на Святых Ключах. Протяженность маршрута 22 километра.

Расписание богослужений в Свято-Вознесенском храме с. Табынск:

Четверг 19 июня 2025:

17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

Пятница 20 июня 2025:

00:00 — Божественная литургия.
03:00 — Начало Крестного хода.
06:00 — Встреча Крестного хода в Покровском храме с. Красноусольский.
08:00 — Прибытие Крестного хода на место явления Табынской иконы Божией Матери.
9:00-10:00 – Начало Праздничной Литургии Архиерейским чином. Молебен.

Адрес Свято-Вознесенского храма с. Табынск: ул. Школьная, 8, Гафурийский р-н, Башкортостан. Контакты: тел. +7 (34740) 2-44-28, E-mail:  tabynsk.hram@mail.ru

История Табынской иконы

В фондах Государственного исторического музея Южного Урала сохранилась интересная книга священника Николая Модестова «Табынская икона Божией Матери и крестный ход из села Табынского в Оренбург и другие места Оренбургской епархии», опубликованная в 1914 году в Трудах Оренбургской ученой архивной комиссии.

Изображение иконы Божией матери «Табынская». Модестов Н. Н., свящ. Село Табынское и Вознесенская пустынь. Табынская икона Божией Матери и крестный ход из села Табынского в г. Оренбург и другие места Оренбургской епархии. Оренбург, 1908

Икона, о которой рассказывается в книге, является особо почитаемой и известной святыней Южного Урала. Это один из ранних списков (увеличенная копия с лика) Казанской иконы Божией Матери. С ней связана история регионального крестного хода, охватывающего территории Оренбургской и Уфимской епархий.

Модестов Н. Н., свящ. Село Табынское и Вознесенская пустынь. Табынская икона Божией Матери и крестный ход из села Табынского в г. Оренбург и другие места Оренбургской епархии. Оренбург, 1908

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери являлся значительным событием в церковной жизни Южного Урала во второй половине XIX — начале ХХ века. Это торжественное действо по своей территориальной масштабности и значительному влиянию на население привлекало внимание своих современников. Описания этого крестного хода присутствуют во многих трудах, посвященных Оренбургским губернии и епархии. Подробно данный вопрос рассмотрел священник Николай Модестов в своей работе.

Явление Табынской иконы Божией Матери

Обратимся к истории Табынской иконы Божией Матери на Южном Урале. По преданию, она была обретена, в первой четверти XVII века иеродиаконом Вознесенской пустыни, которая существовала близ Табынска с начала XVII века до волнения, поднятого башкирским старшиной Сеитом Садировым в 1676 году. После гибели Пустыни икона исчезла и вновь была найдена на том же самом месте в середине XVIII столетия (соляной источник, названный «Святой ключ»).  Согласно преданию, в 1590-х годах икона была явлена на Солёном ключе возле Вознесенской пустыни, ныне находящейся в селе Курота, Башкортостан. Она была названа Казанской, а с 1765 года хранилась в крепости Табынской. которая позже стала селом Табынское в Гафурпйском районе Башкортостана. Отсюда и произошло её название — Табынская икона Божией Матери. К сожалению, в середине XX века икона исчезла, и её местонахождение остается неизвестным до сих пор.

В память обретения стали ежегодно совершать крестный ход с иконой из Вознесенской церкви на Святой ключ в воскресенье, следующее за девятой пятницей после Пасхи. 

С этим днём, кроме воспоминаний об обретении иконы, соединяется память об избавлении Табынска от одного из башкирских набегов. Казаки, служившие в Табынске, после совершения молебного пения перед святой иконой, выступили против башкир и одержали победу. Так было положено начало крестному ходу с Табынской иконой Божией Матери, который изначально был неразрывно связан с утверждением православия на Южном Урале и покровительством казачеству.

Дальнейшее развитие крестный ход получил в 1848 году. Причиной тому послужило желание жителей г. Стерлитамака принести в свой город Табынскую икону для спасения от эпидемии холеры, разбушевавшейся в Оренбургском крае. Разрешение на этот чрезвычайный крестный ход было устно дано Преосвященным Иоанникием. С принесением иконы холера ослабила свое действие и затем прекратилась. 

С тех пор граждане Стерлитамака, в память своего избавления, положили обетом ежегодно брать к себе прямо со Святого источника в девятую пятницу по Пасхе икону Богоматери, что они и продолжали делать с устного разрешения своих архипастырей. 

По свидетельству В. И. Даля, служившего в Оренбурге при губернаторе В. А. Перовском чиновником особых поручений (с 1833 по 1841 годы), благочестивый обычай брать на девятую пятницу после Пасхи святую икону из села Табынского в другие селения Оренбургской губернии существовал еще и ранее 1848 года, и к этому шествию стекалась большая масса народа. Можно предположить, что в этом случае ведущую роль играло желание местного населения прикоснуться к святыне, сподобиться посещения чудотворной иконы, что было особенно важно потому, что Оренбургская губерния, как край новый, был не богат не только святынями, но даже и храмами.

Дальнейшее развитие данного действа, превращение локального крестного хода с Табынской иконой Божией Матери в масштабное торжество, произошло в 1855–1856 годах. 

Жители Оренбурга в период очередной эпидемии холеры обратились с просьбой к Преосвященному Антонию (Шокотову) внести в город Табынскую икону Божией Матери. К прошению также присоединились и жители Стерлитамака, желая получить от нового архиерея подтверждение прежних устных разрешений. Одного устного разрешения, как раньше, было уже недостаточно. Были произведены расследования о древности и досточтимости иконы, запрошены отзывы от Оренбургского генерал-губернатора В. А. Перовского и определение Святейшего Синода. Только после этого вышел указ о дозволении ежегодно вносить в Стерлитамак и Оренбург чудотворный образ Табынской иконы Божией Матери в сопровождении крестного хода. Наблюдение за порядком и благочинием этого хода было возложено на местную полицию. При этом оренбургский купец Чернышев обязывался при перенесении иконы в Оренбург миновать все татарские деревни, а сам перенос иконы осуществлял на свои средства.

Такая осторожность епархиальной власти в вопросе об учреждении крестного хода по территории Оренбургского края и даже ограничение его миссионерских возможностей не случайны. Преосвященный Антоний (Шокотов) — личность «глубоко просвещеннейшая и благороднейшая, отличный проповедник»; епископ, понимающий необходимость развития миссионерского дела в епархии. При нем в начале 1854 года начала работу среди Оренбургского края язычников специальная миссия, но через четыре месяца, по требованию генерал-губернатора В. А. Перовского, приостановила свою деятельность, а затем окончательно прекратила её. 

Ввиду бывшей в то время Крымской войны с Турцией (1853–1856 гг.) у светской власти возникли опасения возмущения язычников и, прежде всего, мусульманского населения. Миссионерские действия среди язычников, особенно там, где обитали мусульмане, способствовали активизации слухов о насильственном обращении в христианство мусульман. Эти страхи нередко перерастали в волнения и стихийные выступления. Очередной всплеск данных процессов наблюдался в 1854 году. Отсюда и осторожность Преосвященного в учреждении крестного хода по епархии.

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери в города Стерлитамак и Оренбург с течением времени не оставался статичным и район следования иконы все более и более расширялся. 

К концу 1860 — началу 1870-х годов маршрут следования Табынской иконы Божией Матери четко определился. По установленному порядку икона из села Табынска выносилась после девятой пятницы по Пасхе и вскоре вступала на территорию Оренбургской епархии по Верхнеуральскому уезду, посещала города Верхнеуральск, Троицк, Орск, а также, при ранней Пасхе, Челябинск и Кустанай с их уездами. 

Затем икона вносилась в Оренбург и, после пребывания в нем, некоторое время следовала по Оренбургскому уезду, а затем двигалась в Самарскую губернию, иногда захватывая и Уральск. Каждый год маршрут следования Крестного хода с Табынской иконой Божией Матери публиковался в «Оренбургских епархиальных ведомостях». Так продолжалось до 1917 года.

Табынская икона в Верхнеуральске в 1904 году.jpg
Табынская икона в Верхнеуральске в 1904 году.

Во время Гражданской войны по благословению уфимского епископа Андрея (Ухтомского) икона, вместе с остатками Оренбургской армии, под руководством атамана А. И. Дутова, в марте 1920 года была доставлена в Китай, где находилась в городе Суйдун провинции Синьцзянь, а после 1937 года она находилась в Николаевском храме в г. Кульдже той же провинции. 

Первый храм этой иконы за рубежом был в монастыре г. Харбина. В Китае чудотворная Табынская икона пребывала до 1948 г. Затем Табынская икона попала в Австралию. Далее архимандрит Филарет, будущий предстоятель Русской церкви за границей, перевез икону в г. Сан-Франциско.

В СССР празднования в честь Табынской иконы в девятую пятницу по Пасхе всячески пресекались властями.

В наши дни крестный ход со списком иконы Божией Матери «Табынская» был возрожден по благословению митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона в Уфимской епархии в 1992 году, а в Оренбургской епархии по благословению митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина — с 2000 года.

Галина
Автор: Соболева Галина
Последние публикации автора


Представлена программа X форума «Время инноваций»: фокус — на технологиях будущего

11–12 декабря в Ташкенте эксперты, технологические директора и инвесторы обсудят, как инновации перестраивают отрасли и создают новые рынки.

Акцент на трансформацию . Инновации вышли за рамки локальных проектов и стали ключевым фактором глобальной конкурентоспособности. Если прежде фокус был направлен на внедрение отдельных технологических решений, то сейчас основной акцент смещается на создание целостных экосистем и трансформацию целых отраслей экономики. Практический опыт ведущих комп... Читать 3 мин.

Представлена программа X форума «Время инноваций»: фокус — на технологиях будущего

Почему Европа заявляет, что Россия нападет на неё

Президент России назвал заявления о якобы готовящемся нападении России на Европу «полной чушью и прямой ложью» и «смешными» для Москвы.

По мнению Владимира Путина, политики, которые распространяют эту «страшилку», либо «не в себе», либо «жулики».Запугивание собственного населения используется для нескольких целей:. Искусственно созданная угроза нападения России заставляет страны Европы «укреплять свой оборонный потенциал» и выделять огромные средства оборонной промышленности.2. Политики... Читать 2 мин.

Почему Европа заявляет, что Россия нападет на неё

Визит Владимира Путина в Индию, мировая реакция на встречу двух лидеров

По приглашению Премьер-министра Индии Нарендры Моди 4–5 декабря Владимир Путин посетил с государственным визитом Республику Индию и ответил на вопросы журналистов India Today.

Этот, 10-ый визит Путина в Индию имеет важное значение, даёт возможность всесторонне обсудить всю обширную повестку дня российско-индийских отношений особо привилегированного стратегического партнёрства в политической, торгово-экономической, научно-технологической и культурно-гуманитарной области, а также рассмотреть актуальные международ... Читать 12 мин.

Визит Владимира Путина в Индию, мировая реакция на встречу двух лидеров

Путин договаривается с Индией о мировом устройстве после Победы России

Об этом заявил депутат Госдумы, координатор НОД Евгений Фёдоров.

После победы России будет многополярный экономический мир. Не военный — военный будет двухполярный: США и Россия. Индия наш союзник, потому что это страна, которая знает, что такое оккупация, дань и подчинение, и которая заплатила миллионами жизней за свою свободу и независимость, пояснил Фёдоров.Стратегия Путина: внешнее управление Киевом по линии Совб... Читать 1 мин.

Путин договаривается с Индией о мировом устройстве после Победы России

Границы 1991 года и строительство «Анти-России»

В 1991 году условные границы СССР в одночасье стали государственными. Украинские элиты, вместо сохранения партнерских связей, начали строить проект «Анти-Россия».

С чего началась украинская самостийность. Историю мифологизировали, всё, что нас объединяет, вымарали, а период в составе России назвали «оккупацией». Общую трагедию голода 30-х годов начали выдавать за геноцид украинского народа.Русских на Украине заставляют не просто отречься от корней, но и поверить в то, что Россия — их враг. Курс на ... Читать 1 мин.

Границы 1991 года и строительство «Анти-России»
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Михаил Советский
Михаил Советский
06.12.2025
Почему Европа заявляет, что Россия нападет на неё
Президент России назвал заявления о якобы готовящемся нападении России на Европу «полной ч...
Галина
Соболева Галина
25.10.2025
Вспоминая лето: очарование природы в центре Москвы
На дворе осень, но так хочется еще немного вернуться в летние погожие дни! Пересматривая л...
Редакция «Всем!ру»
Михаил Советский
02.12.2025
Как пенсионеры с мошенниками массово лишают людей квартир и денег: дело Долиной
СМИ указывают, что в 2025 году около 3 тыс. российских семей остались на улице без денег и...
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
28.11.2025
Интервью Сергея Лаврова каналу Ассоциации «Франко-Российский диалог» про мирный план Трампа и отношения между Россией и Францией
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров дал интервью YouTube-каналу Ассоциации «Франко-Ро...
Галина
Соболева Галина
17.06.2025
Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери
Уфимская Епархия РПЦ приглашает туристические компании, паломнические группы и частных лиц...
admin
Наталья Иванова
9:54
Сроки хранения документов по законодательству РФ на 2025 год
Архивное хранение документов — важнейший аспект делопроизводства любой организации. Правил...