Цифровая трансформация, охватывающая все большее число органов государственного регионального управления, привносит свои особенности в систему жизнедеятельности населения, которые надо учитывать и на которые надо рассчитывать, занимаясь улучшением условий жизни населения на подведомственной территории. Надо сказать, что и со стороны населения такого рода трансформации системы государственного управления повышают требования кее эффективности. И надо отметить, что государственные органы регионального управления активно внедряют в свою практику инновационные технологии для реализации стратегий развития территории, повышения качества предоставляемых услуг и повышения уровня жизни населения. На сегодняшний день региональные власти инициируют широкий спектр технологических решений, направленных на модернизацию управленческих процессов и развитие инфраструктуры.
Так, одним из ключевых направлений является внедрение систем электронного правительства и цифровых платформ. Региональные органы государственного управления инициируют создание и развитие порталов государственных услуг, мобильных приложений и автоматизированных систем, которые позволяют и гражданам, и предпринимателям, и муниципальным организациям получать услуги в онлайн-режиме без необходимости очно присутствовать в очередях, без посещения государственных учреждений. Эти решения сокращают время получения услуг, повышают их доступность и прозрачность, а также снижают коррупционные риски. В ряде регионов реализуются платформы для электронных обращений, голосования и обратной связи, что способствует развитию диалога между органами государственного управления и гражданами.
Важным направлением является использование органами государственного управления технологий искусственного интеллекта (ИИ) и анализа больших данных. Региональные органы уже внедряют аналитические системы для оценки социально-экономической ситуации, прогнозирования развития региона по возможности с учётом межрегионального взаимодействия, планирования бюджетных и управленческих решений. Так, системы ИИ помогают в мониторинге экологической ситуации, управлении транспортной инфраструктурой, общественной безопасностью. Эти инструменты позволяют принимать более обоснованные и своевременные управленческие решения, улучшая эффективность работы муниципальных и региональных служб.
Другой важный тренд — развитие «умных» городов и инфраструктурных решений. В рамках мер по созданию умных муниципалитетов реализуются проекты по внедрению систем автоматизированного мониторинга транспорта, уличного освещения, коммунальных сетей и экологической ситуации. Эти технологии позволяют повысить энергоэффективность, обеспечить более безопасную и комфортную среду для населения, а также снизить издержки на обслуживание инфраструктуры.
Кроме того, региональные органы государственного управления начинают разрабатывать проекты по развитию экологически чистых технологий и возобновляемой энергетики. Внедрение солнечных, ветряных и биогазовых источников энергии, экологичных материалов и систем управления ресурсами способствует не только устойчивому развитию, но и снижению негативного воздействия на окружающую среду. Однако пока это не стало нормой.
Ещё одним важным направлением является использование информационных технологий в межрегиональном и межотраслевом сотрудничестве. Региональные власти создают платформы для обмена опытом, совместного планирования и реализации проектов, что способствует более эффективной интеграции ресурсов и усилий. Используются ГИС-технологии, которые значительно повысили действенность кадастрирования, учета неучтенных земель и ущерба, наносимого незаконными вырубками.
В целом, работа региональных органов госуправления по внедрению инновационных технологий свидетельствуют о стратегической направлении на развитие современной, устойчивой и технологически развитой территории. Внедрение этих решений позволяет повысить управляемость, улучшить качество услуг и оздоровить социальный и экономический климат региона, что создает основу для его долгосрочного устойчивого развития и повышения инвестиционной привлекательности.
Материал подготовлен профессором кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Попадюком Никитой Кирилловичем







