На прошедшей международной конференции, посвященной вопросам недобросовестной конкуренции, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) обнародовала данные, которые ярко иллюстрируют новые вызовы для антимонопольных органов в условиях цифровой трансформации. Как сообщила заместитель директора Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Ирина Ивантей, львиную долю нарушений общих правил конкуренции в Союзе сегодня составляют именно случаи недобросовестной конкуренции.
Наиболее показательна с точки зрения эффективной работы ЕЭК высокая исполнимость превентивных мер – предупреждений, которые Комиссия выдает для устранения нарушений: около 80% таких предписаний выполняются компаниями в добровольном порядке, что говорит о том, что инструменты досудебного урегулирования работают эффективно, экономя время и ресурсы как бизнеса, так и регулятора.
Однако сам характер нарушений стремительно меняется, смещаясь в цифровую среду. Основной площадкой для конфликтов между конкурентами становятся электронные торговые площадки (ЕТП). Данный тренд закономерно отражает общую миграцию бизнеса в онлайн среду, но создает и новые сложности для правоприменения, связанные с трансграничным характером таких нарушений и скоростью их совершения.
Более того, среди заявителей по делам о недобросовестной конкуренции все чаще фигурируют представители малого бизнеса, что свидетельствует, во-первых, о том, что маркетплейсы действительно стали для малых компаний простым и удобным способом выхода на общесоюзный рынок; во-вторых, что такая среда становится ареной конкурентной борьбы, где малые игроки особенно уязвимы и могут нуждаться в защите со стороны наднациональных органов.
Параллельно меняется и предмет споров: если ранее недобросовестная конкуренция была в основном уделом рынков промышленных товаров, то сегодня она сместилась в сегмент отдельных потребительских товаров. Данная тенденция указывает на то, что нечестные практики – такие как введение в заблуждение, незаконное использование товарных знаков или дискредитация – во многом стали обыденностью в высококонкурентной борьбе за внимание рядового покупателя.
В отношении названных вызовов высокая эффективность превентивных мер ЕЭК становится одним из ключевых инструментов «мягкой силы». Однако смещение нарушений в цифровую среду и в сегмент B2C требует и от бизнеса соответствующих усилий, включая высокую правовую грамотность и общую добропорядочность.
Материал подготовлен старшим преподавателем кафедры “Государственное и муниципальное управление” Факультета “Высшая школа управления” Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Москвитиной Екатериной Ильиничной.







