В современном мире несмотря на многоаспектную группу факторов, влияющих на пространственное развитие, общий контур соответствует концепции устойчивого развития, включающего три вектора – экономический, социальный и экологический. При этом достижение целей во многом зависит от развития инфраструктуры.
В современных условиях пространственное развитие зависит от многоаспектной группы факторов – географических, климатических, демографических, политических, экономических, институциональных и др. Вместе с тем цели развития характеризует общий контур — это наличие трех векторов. В экономическом направлении — это недорогостоящая и чистая энергия, достойная работа и экономический рост, индустриализация, инновации и инфраструктура, уменьшение неравенства, устойчивые города и населённые пункты, ответственное потребление и производство, партнёрство в интересах устойчивого развития. В социальном направлении — ликвидация голода и нищеты, хорошее здоровье и благополучие, качественное образование, гендерное равенство, чистая вода и санитария. В экологическом направлении — борьба с изменением климата, сохранение морских экосистем, сохранение экосистем суши, мир, правосудие и эффективные институты.
Важно отметить, что реализация целей устойчивого развития во многом зависит от соответствующей инфраструктуры. Согласно экспертным оценкам, инфраструктура позволяет решить 80% задач концепции устойчивого развития. При этом влияние инфраструктурной составляющей на экономический рост подтверждает возможность укрепления таких конкурентных преимуществ, как протяжённость, качество автомобильных и железных дорог, высокоскоростных магистралей, аэропортов, транспортно-логистических узлов, доступность необходимых коммуникаций и др. О необходимости развития инфраструктуры в социальной сфере свидетельствуют потребности общества в здравоохранении, образовании, культуре, спорте и др. Благоприятные условия окружающей среды влияют на активность хозяйственной деятельности.
Развитию инфраструктуры способствует реализация мер широкого спектра – государственно-частные партнёрства, инвестиции, международное сотрудничество и др., что, в свою очередь, актуализирует необходимость закрепления на законодательном уровне соответствующих инструментов в реализации экономической политики: инвестиционных бюджетных кредитов, инфраструктурных облигаций, государственно-частных партнёрств, национальных проектов, проектов комплексного развития территорий и др.
Так, предоставление бюджетных кредитов регламентировано Постановлением №1189 Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года (редакция от 28 апреля 2025 года) и Постановлением №1190 Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года (редакция от 30 мая 2024 года). Использование механизма инфраструктурных облигаций предусмотрено в Постановлении №1003 Правительства Российской Федерации от 19 июня 2023 года. Реализация государственно-частных партнёрств, в частности, в инфраструктурной сфере регулируется Федеральными законами №224-ФЗ от 13 июля 2015 года и №115-ФЗ от 21 июля 2005 года.
В соответствии с Распоряжением №2365-р Правительства Российской Федерации от 29 августа 2025 года «Об утверждении комплексного плана развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, социальной и иной инфраструктуры на период до 2036 года, необходимой для реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» установлены объекты, которые планируется построить в течении десяти лет.
Национальный проект «Инфраструктура для жизни», разработанный согласно Указу №309 Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» предусматривает такие направления в развитии инфраструктуры, как формирование комфортной городской среды, модернизацию коммунальной инфраструктуры, жилье, развитие инфраструктуры в населённых пунктах, новый ритм строительства, центральный транспортный узел, безопасность дорожного движения, региональные дороги, федеральные трассы, развитие дорожного хозяйства, общественный транспорт.
Таким образом реализуемые инструменты экономической политики по развитию инфраструктуры позволяют решить широкий комплекс задач — создание благоприятных условий для проживания и ведения предпринимательской деятельности, сокращение социального неравенства, равный доступ к услугам в социальной сфере, создание кластеров в сфере информационных технологий, строительство транспортных сообщений и др.
Материал подготовлен ассистентом кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Пресняковой Надеждой Геннадиевной.







