С развитием искусственного интеллекта (ИИ) и его интеграцией в образовательные процессы возникает вопрос: каким может быть День учителя для ИИ? Этот праздник, традиционно посвящённый признанию труда педагогов, приобретает новые измерения в эпоху цифровизации. ИИ уже сегодня выполняет функции, которые раньше были исключительной прерогативой учителей: формирует индивидуальные учебные программы, проверяет задания, анализирует успеваемость и даже предоставляет обратную связь ученикам. Однако, несмотря на технологические достижения, ИИ остается инструментом, а не субъектом образовательного процесса. В этой статье мы рассмотрим, каким может быть День учителя для ИИ, и какие вызовы это ставит перед образовательной системой.
Искусственный интеллект уже активно используется в образовательном процессе, способствует автоматизации рутинных задач, таких как проверка тестов и домашних заданий, а также для создания персонализированных учебных программ. ИИ способен анализировать большие объёмы данных, выявлять закономерности в успеваемости учеников и даже предлагать индивидуальные рекомендации для улучшения результатов. В некоторых странах ИИ даже используется для проведения уроков в формате чат-ботов или виртуальных ассистентов. Однако, несмотря на все свои неординарные возможности, ИИ остается инструментом, который работает в рамках заданных алгоритмов. Он не способен заменить человеческое взаимодействие, эмоциональную поддержку и мотивацию, которые являются ключевыми элементами образовательного процесса.
Тогда что означает День учителя для ИИ? Какие перспективы его участия в образовательном процессе? Если рассматривать День учителя для ИИ, то это может быть момент для осмысления его роли в образовательной системе. В этом контексте День учителя при содействии ИИ может стать:
1) Днем признания технологических достижений как возможность отметить вклад ИИ в образование, подчеркнуть его роль в автоматизации рутинных задач и создании персонализированных учебных программ.
2) Днем осмысления будущего образования, усиленного ИИ. Речь идет об обсуждения того, каким образом ИИ может быть интегрирован в образовательный процесс, чтобы дополнять, а не заменять работу учителей, расширять их возможности.
3) Днем повышения осведомлённости о возможностях и ограничениях ИИ. Это даёт возможность педагогам, ученикам и родителям узнать больше о том, как и где ИИ может быть использован в образовании, а какие задачи он принципиально не способен решить. Какие здесь видятся вызовы для образовательной системы, для взаимодействия учеников с учителями?
Прежде всего надо иметь в виду, что внедрение ИИ в образование ставит перед всей системой образования ряд вызовов, какие необходимо учитывать и на какие следует рассчитывать, расширяя практику использования ИИ в системе образования. Уже появилась такая шутка, что, если студенты используют для подготовки курсовых и других самостоятельных работ ИИ, а преподаватель “подключает” ИИ для проверки таких работ, то, может, из этой “цепочки” надо убрать лишнее звено, каким становится преподаватель…
Тем не менее, объективно возникают такие коллизии широкого вовлечения ИИ в образовательный процесс:
1. Прежде всего по-особому актуализируется роль учителя в эпоху ИИ. Надо понимать, что несмотря на все достижения ИИ, учитель остается ключевой фигурой в образовательном процессе. Учительство – это служение, а не оказание услуг, пусть даже образовательных. Кроме того, важно не допустить, чтобы технологии заменяли человеческое взаимодействие, ведь только оно и создает ту атмосферу передачи знаний, опыта и осмысления окружающего мира, что и составляет суть взаимодействия с Учителем.
2. Использование ИИ в образовании требует обработки больших объёмов данных, что ставит вопросы о конфиденциальности и защите личной информации учеников, а значит, возникает коллизия этики и элементарной конфиденциальности данных.
3. Необходимо также помнить, что ИИ как создает новые возможности, так и чреват новыми барьерами. Наиболее опасно здесь неравенство, какое может возникать в доступе к технологиям на большом пространстве нашей страны Внедрение ИИ в образование может усилить неравенство между учениками, у которых есть доступ к современным технологиям, и теми, у кого такого доступа нет.
Обобщая, следует отметить, что День учителя для ИИ — это не только момент для признания технологических достижений, но и возможность для осмысления роли ИИ в образовательном процессе. Конечно, Искусственный интеллект способен значительно улучшить образовательный процесс, автоматизируя рутинные задачи и предоставляя персонализированные учебные программы, но он не способен заменить человеческое взаимодействие, эмоциональную поддержку и мотивацию, которые Учитель привносит в образовательный процесс.
День учителя и для ИИ — это напоминание нам, людям, о том, что, несмотря на все достижения технологий и научно-технического прогресса, роль учителя как наставника и проводника в мире знаний, а не просто информации — остается незаменимой. Правда, понимание этого - по-иному ставит и вопрос о современном учителе. Учителя не только должны быть подготовлены к работе с новыми технологиями, чтобы эффективно использовать их в преподавании и проводить инновации в образовательном процессе в своей работе как императив. Подобно тому, как великий советский педагог Макаренко говорил, что воспитатель сам должен быть воспитан, так и современный Учитель должен быть носителем новейших знаний, обладать социальными и эмоциональными навыками. И надо понимать, что новые технологические возможности только тогда могут оказать прогрессирующее влияние на учеников и учителей, когда сам фокус образовательного процесса будет смещен на развитие. Как говорил один из величайших советских мыслителей, Э. В. Ильенков, – школа должна учить мыслить, а это в условиях цифровизации возможно, если формировать у учеников навыки, которые ИИ не может заменить, таких как критическое мышление, эмпатия и социальное взаимодействие
Таким образом, День учителя для ИИ — это не только момент для признания технологических достижений, но и возможность для осмысления роли учителя в эпоху цифровизации. А его роль в современных условиях заключается не только и не столько в передаче знаний, сколько в формировании личности ученика, что делает Учителя незаменимым в образовательном процессе.
Материал подготовлен профессором кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Попадюком Никитой Кирилловичем.







