Парк истории БАМа открылся в Северобайкальске в Бурятии. На территории 1,5 гектара организаторы разместили архивные фото, стенды, железнодорожную и автомобильную технику, инсталляции, проложили дорожки, построили павильоны, сцену, детскую площадку. Основная концепция – «пути», символически соединяющие городское пространство с историей магистрали. Проект реализуется в рамках мастер-плана Северобайкальска на средства федерального гранта на сумму 150 млн рублей за победу в конкурсе проектов комфортной среды для муниципалитетов Дальнего Востока.
Эксперты Финансового университета оценили творческий подход создателей парка и обратили внимание на одну деталь, превращающую это рядовое, на первый взгляд, событие в прекрасный пример работы с подрастающим поколением, воспитания у него духа патриотизма и гордости за историю своей страны. Пример, достойный того, чтобы стать образцом для тех, кто ищет новые форматы работы с подрастающим поколением.
Напомним, что история БАМа — это поистине история страны. Впервые идея строить в тех безлюдных краях железную дорогу возникла до революции, когда обсуждался вопрос трассировки Великой Сибирской дороги, однако проектировщиками был выбран южный маршрут, впоследствии ставший Транссибом. Но после поражения России в русско-японской войне и осознания стратегической уязвимости Транссиба, к идее использования северного маршрута решили вернуться. В 1926 году начинается топографическая съёмка будущей трассы БАМа, в 1930-е уже развёрнуто строительство, которое продолжалось и в период Великой Отечественной войны. В 1959 г. первый этап строительства был завершен.
Возобновившееся в 1974 г. строительство подарило БАМу звание «ударной комсомольской стройки» и «важнейшим проектом девятой пятилетки». В 70-х на строительстве БАМа суммарно было задействовано порядка 2 (!) млн человек, дорогу строили с двух сторон одновременно — с запада и с востока. 1 октября 1984 года строители замкнули «золотое звено», символизировавшее смыкание двух частей дороги, закончив, таким образом, эту грандиозную стройку. Но самый сложный объект этой трассы — знаменитый Северомуйский тоннель, протяжённостью более 15 км — был закончен лишь в декабре 2003 года. Это последняя всесоюзная стройка СССР и один из самых дорогих проектов в его истории.
Как видим, история строительства БАМа теснейшим образом переплетена с историей страны — поначалу Российской империи, затем – СССР, а сейчас – России. И с полным основанием эта стройка может считаться национальным проектом продолжавшегося без малого 100 лет, что сопоставимо с периодом строительства Великой Китайской стены. В наши дни БАМ работает на пределе своих возможностей, ведутся работы по прокладке второй пути на однопутных участках.
Изучив героическую историю строительства БАМа, неоценимую роль и значение этой магистрали для народно-хозяйственного комплекса страны, эксперты Финансового университета отмечают, что именно такого рода парки, как отмеченный в начале заметки, где есть стенды с архивными фотографиями, образцы использовавшейся при строительстве техники, другие артефакты прошлого, парки, посвящённые истории строительства БАМа и связывающие историю прошлого страны с её настоящим, позволяют на живых примерах из прошлого воспитывать подрастающее поколение страны в духе уважения к её прошлому, трудовым подвигам и свершениям, прививать любовь к труду, уже сегодня формировать характер человека дня завтрашнего. Уверены, примеров достижений и побед, которые могли бы стать примерами для воспитания будущих поколений, у нашей великой страны не счесть. А значит, опыт создания Северобайкальского Парка истории БАМа должен быть использован максимально широко.
Тем более, что в истории нашей стране действительно есть многое, чем можно гордиться!
Материал подготовлен доцентом кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Зубенко Андреем Вячеславовичем.







