21 декабря на сцене театра «Русская песня» состоится московская премьера спектакля-концерта «Чайковский и Надежда» с участием Ольги Красько, Кирилла Гребенщикова и Артёма Елисеева.
Постановка к 185-летию выдающегося русского композитора П. И. Чайковского основана на письмах Петра Ильича и Надежды Филаретовны фон Мекк и приоткрывает тайну взаимоотношений гения и его музы.
Впервые переписка Чайковского и фон Мекк воплощена в жанре драматического спектакля — прежние обращения к этому литературному материалу были представлены на театральных и концертных сценах в формате чтения с музыкальным сопровождением.
В этом спектакле состоится дебют актрисы Ольга Красько, чьи работы в театре и кино отличаются особой трогательностью и выразительностью.
Пётр Ильич Чайковский — один из самых ярких символов русской культуры. Многое из его творческого наследия, состоящего из 10 опер, 3 балетов, 7 симфоний, 5 сюит, 9 концертов и невероятного количества произведений малой формы, могло бы и не родиться, если бы ещё в молодости Пётр Ильич был вынужден был разменять свой талант на педагогическую деятельность ради заработка. Всё изменило одно судьбоносное знакомство, подарившее композитору свободу и вдохновение. В жизни Петра Ильича Чайковского появилась Надежда… Баронесса Надежда Филаретовна фон Мекк.
Музыкальный заказ за щедрое вознаграждение от влиятельной вдовы фон Мекк послужил началом их дружбы и любви, запечатлённой на протяжении почти 14 лет более чем в 1 тыс. 200 письмах. Это одно из самых объёмных эпистолярных наследий, какие знает история. И самых красивых!
В письмах-откровениях, письмах-беседах было всё: горести, радости, исповеди, поцелуи, обиды, восторги, нежность, страсть, ревность, злость, призывы и восклицания.
Баронесса своей любовью поддерживала и возвращала композитора к творчеству, помогала преодолевать все тяготы и невзгоды. Пётр Ильич посвящал ей свои шедевры. Однажды они встретились… Встретятся они и на сцене…
Из всей переписки композитора и баронессы режиссёр Олег Ильин выбрал те эпизоды, что касаются знаковых событий их жизней, чтобы провести своих героев через самые глубокие, порой тревожные и противоречивые душевные переживания. Драматическая постановка, наполненная силой чувств, обаянием слов и музыки — попытка сыграть и прожить то, что осталось между строк, что, возможно, Чайковский и фон Мекк хотели сказать друг другу, но так и не смогли.
Харизматичный Кирилл Гребенщиков и очаровательная Ольга Красько, умеющие увлечь зрителя искренностью своей игры и передать тончайшие оттенки чувств, раскрывают зрителям тайны душ и сердец Чайковского и Надежды. В роли посредника-почтальона между главными героями — актёр мюзиклов Артём Елисеев.
Музыка, которая была верной спутницей всей жизни Петра Ильича Чайковского, ведёт и спектакль. То нежная и вкрадчивая, то наполненная патетикой и драматизмом, она вторит настроениям персонажей. В исполнении музыкантов-виртуозов — пианистки Анны Паклиной и скрипача Дмитрия Акинфина — звучат сочиненные композитором шедевры: фрагменты балета «Щелкунчик», «Лебединое озеро», Концерта для фортепиано с оркестром № 1 и других его бессмертных произведений. Актёрская подача романсов и отрывков оперы «Евгений Онегин» вплетена в смысловую канву постановки.
Актёр Кирилл Гребенщиков: «Чайковский — человек совершенно влюблённый в музыку, служащий ей в самом высоком смысле. Это — главная любовь его жизни. Он чрезвычайно одинок, и это считывается в каждой фразе его писем. В Надежде фон Мекк он почувствовал человека, которому можно довериться и излить свое одиночество. Чем такие люди сложны для актёров? Они из другой эпохи, по-другому воспитаны, другого сознания, другого окружения, других врождённых внутренних качеств, которых у нас нет. Мы только можем стараться быть аристократичными, создавать иллюзию аристократизма, и это работа сложная».
Актриса Ольга Красько: «Надежда Филаретовна близка мне особым чувствованием мира, музыки, таланта в людях, стремлением к возвышенному. Она поняла душу Чайковского, его тонкость, его ранимость. Будучи очень занятой, многодетной матерью и предпринимателем, она остаётся ценительницей прекрасного. И конечно, потрясает, как в то время, когда женщине отводилась роль хранительницы семейного очага, ей удалось взять в свои руки большое дело и развивать его. Сочетание столь контрастных качеств в одном человеке поразительно. И сегодня, когда вокруг очень много шума, пыли и блеска, те нежность и тонкость, которые считываются в письмах Чайковского и фон Мекк и переданы в нашем спектакле, необходимы для ощущения гармонии».
Продолжительность: 1 час 30 минут (без антракта)
Возрастной ценз: 6+
Продюсер — Елена Волхонская
Режиссёр — Олег Ильин
В ролях:
Пётр Ильич Чайковский — актёр театра и кино Кирилл Гребенщиков (фильмы и сериалы: «Анна Каренина», «Наследники. Дар крови», «Такси под прикрытием», «Разящий луч», «Наперекор судьбе», «Анатомия сердца», «Тест на беременность», «Заступники», «Ученица Мессинга», «Сезон любви», «Двойная сплошная» и др.)
Надежда Филаретовна фон Мекк — актриса театра и кино Ольга Красько (фильмы и сериалы: «Папа», «Турецкий гамбит», «Склифосовский», «Есенин», «Золотой Телёнок», «Валерий Харламов. Дополнительное время», «Притяжение», «Участковый», «Шерлок Холмс», «Московская борзая», «Артек. Сквозь столетия», «Доктор Краснов», «Учителя», и др.)
Почтальон — актёр театра Артём Елисеев (золотой голос столичных мюзиклов «Девчата», «Анна Каренина» Московского театра оперетты, «Заколдованный принц» МДМ, «Летучий корабль» Театр Терезы Дуровой).
Музыканты:
Фортепиано — Анна Паклина (лауреат семи первых премий на международных конкурсах, среди прочих I премия международного конкурса ‘Salzburg’ Grand Prize Virtuoso 2017, I премия международного конкурса Perpetuum Mobile, 2013, Хильверсум, Голландия, I премия «Международного конкурса-фестиваля молодых исполнителей памяти Ф. Листа», 2011, Будапешт, Венгрия).
Скрипка — Дмитрий Акинфин (артист Национального филармонического оркестра России под управлением В. Спивакова, выступал в ансамбле солистов «Академия старинной музыки» и Opus Post, на кинофестивале «Окно в Европу», лауреат международных конкурсов Anna Domini).
21 декабря 2025 года 20:00
Театр «Русская песня»
Москва, Олимпийский пр-т, д. 14
Дополнительная информация, запрос эксклюзивных комментариев, аккредитация на спектакль 21 декабря:
Марина Павлова
8–903–286–22–58
Аккредитация на спектакль 21 декабря проводится до 17 декабря включительно.








